А как распоряжаются чиновники имеющимися деньгами? Проанализируем.
Для анализа мы взяли документ контрольно-счетной палаты Архангельской области – «Заключение по результатам экспертизы проекта областного закона «О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете на 2016 год»
Сегодняшний наш материал традиционно построен по следующему принципу: «Так в Указе» (цитата из Майского указа Президента России) – «Так на деле» (цитата из заключения КСП) – «Комментарий редакции» (сравнительный анализ и мнения экспертов).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Так в Указе: «...разработать до 1 января 2013 г. с участием общественных организаций Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации».
Так на деле: «Законопроектом предлагается увеличить бюджетные ассигнования на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения на сумму 112,1 млн руб. С учетом предлагаемых изменений объем бюджетных ассигнований на указанные цели составит 527,9 млн руб.
Расчет потребности предлагаемых к утверждению бюджетных ассигнований в составе Законопроекта не представлен.
Согласно обоснованию, представленному министерством здравоохранения Архангельской области в рамках проводимой экспертизы проект областного закона «Об областном бюджете на 2016 год», потребность в данных средствах составляет 943,3 млн руб. Следовательно, объем средств, предусмотренный данным Законопроектом на 2016 год, меньше потребности на 415,4 млн руб
Следовательно, дополнительно выделенный объем не позволит в полном объеме обеспечить потребность льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. Вследствие чего контрольно-счетная палата полагает необходимым в ходе исполнения областного бюджета в 2016 году вернуться к данному вопросу и изыскать дополнительные средства в сумме 415,4 млн руб». Конец цитаты.
Комментарий редакции. Помните, в прошлом году то и дело всплывали скандалы с нехваткой в аптеках лекарств для льготных категорий граждан? Помнится, даже губернатор Архангельской области, комментируя эту тему во время «Прямой линии», кивал на главных врачей больниц.
Чиновники регионального минздрава по привычке «перекидывали мяч» на сторону аптечных сетей. И теперь мы наглядно видим, как планируется бюджет Архангельской области. Так кто же на самом деле виноват, что льготники своевременно не получают необходимых лекарств?
Так в Указе: «...разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»».
Так на деле: «Законопроектом предлагается увеличить бюджетные ассигнования в сумме 1,8 млн руб. на мероприятие «Разработка проектно-сметной документации на строительство больницы в п. Березник Виноградовского района» в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013–2020 годы). Средства необходимы на оплату разработки проектно-сметной документации на строительство больницы. Стоимость разработки проектно-сметной документации по контракту составляет 1,8 млн руб.
Распоряжением Правительства Архангельской области от 12.05.2015 № 106‑рп денежные средства в сумме 3,0 млн руб. были выделены из резервного фонда на разработку проектно-сметной документации на строительство больницы в пос. Березник Виноградовского района Архангельской области и перечислены ГБУ АО «ГУКС» в полном объеме. Однако денежные средства не были использова ны учреждением, и возвращены министерству строительства и архитектуры Архангельской области 28.12.2015.
Таким образом, отсутствие реализации указанного мероприятия в течение 7 месяцев 2015 года и повторное выделение бюджетных средств является неэффективным использованием бюджетных средств». Конец цитаты.
Комментарий редакции. Напомним, что еще летом 2014 года наши коллеги из информ-агентства «Эхо СЕВЕРА» писали о визите губернатора Архангельской области в Виноградовский район, в ходе которого было сделано заявление о начале строительства больницы в Березнике. Беда была лишь в том, что Игорь Орлов озвучил алгоритм строительства, фактически задом наперед вывернув алгоритм подготовительных мероприятий.
Цитата: «Цитируем официальный сайт Правительства Архангельской области:
«Безусловно, строительством новой больницы будем заниматься, – заявил Игорь Орлов. – В конце июля будет подготовлен эскизный проект здания, поле чего можно будет приступать к разработке проектно-сметной документации». Конец цитаты.
Даже у неискушенных в строительной отрасли наблюдателей вызывает настороженность такой порядок. Логично предположить, что нарисовать, составить эскиз можно, какой угодно. Однако непонятно, зачем это делать, пока не известна смета. Если работать по такому принципу, то нельзя исключать, что эскиз придется переделывать несколько раз.
В разговоре с корреспондентом «Эхо СЕВЕРА» эксперты в строительной отрасли пояснили, что по правилам прежде всего необходимо сделать землеотвод. Далее разрабатывается градостроительный план. После чего составляется проектно-сметная документация.
А эскиз – он в принципе не обязателен. Он может понадобиться в тех случаях, когда, например, строительство объекта требует проведения общественных слушаний. Поэтому опытные строители называют его просто «мурзилки»». Конец цитаты.
Прошло полтора года, и мы видим, что «мурзилки» – это только ягодки. И даже «неэффективное использование бюджетных средств», по мнению наблюдателей, еще не цветочки. То ли будет, когда все-таки дело дойдет до строительства.
***
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Так в Указе: «...разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования»
Так на деле: «Законопроектом предлагается увеличить бюджетные ассигнования министерству образования и науки Архангельской области на 22,8 млн руб. для увеличения субвенции местным бюджетам на реализацию образовательных программ в целях увеличения расходов на обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по уровням общего образования ввиду недостаточности средств на данные цели. В связи с этим коэффициент индексации стоимости комплекта учебников и учебных пособий в расчете на одного обучающего увеличивается с 0,597 до 0,742 с увеличением норматива финансового обеспечения образовательной деятельности по обеспечению учебниками и учебными пособиями. Однако по сравнению с 2015 годом уменьшение расходов на приобретение учебников в составе субвенции сохраняется и составляет 25 %».
Комментарий редакции. Мы понимаем, что приведенная цитата не вполне относится к поставленной задаче в Майском указе. Точнее, не напрямую. Но ведь, если идет сокращение расходов на приобретение всех учебников, значит, пострадает и развитие математического образования. А это уже саботаж Майских указов.
Так в Указе: «...достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет».
Так на деле: «В рамках государственной программы «Развитие образования и науки Архангельской области» предлагается увеличить расходы на строительство детского сада в Вельске на 21,7 млн руб. Стоимость объекта согласно ОАИП 123,3 млн руб., в то же время, согласно сведениям министерства строительства и архитектуры АО, представленным в контрольно-счетную палату, контракт на строительство заключен на общую сумму 114,1 млн руб., дебиторская задолженность перед бюджетом за выполненные работы в объеме 91,9 млн руб. составила на 01.01.2016 года 8,9 млн руб., объем софинансирования за счет средств местного бюджета – 1,1 млн руб. Таким образом, увеличение расходов на объект в сумме 9,4 млн руб. (114,1–100,7–1,1–21,7) не является обоснованным.
Предлагается увеличить ассигнования на объект «Строительство (приобретение) детского сада на 240 мест в пос. Березник Виноградовского района» на 45,6 млн руб. Согласно сведениям министерства строительства и архитектуры Архангельской области, за 2014 год произведена оплата на сумму 60,4 млн руб., объем выполненных работ 60,4 млн руб., за 2015 год объем выполненных работ отражен в сумме 53,0 млн руб., оплата произведена в сумме 136,4 млн руб., сумма контракта 242,4 млн руб. Контракт заключен «под ключ», что предполагает расчет единовременно за конечный «продукт». Остаток оплаты по стоимости контракта составляет 45,6 млн руб. (242,4–60,4–136,4), что соответствует Законопроекту.
Приведенный факт свидетельствует об отвлечении средств областного бюджета на авансирование покупки готового объекта.
Одновременно с этим в составе пояснительной записки не представлены сведения о софинансировании объекта за счет местного бюджета, на сумму софинансирования потребность в средствах областного бюджета подлежит уменьшению.
Более того, в государственной программе «Развитие образования и науки Архангельской области» в редакции постановления Правительства Архангельской области № 33‑пп от 09.02.2016 расходы на финансирование данного объекта на 2016 год не предусмотрены. В то же время, согласно пункту 5 раздела 2 Правил формирования ОАИП, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области № 298‑пп от 10.07.2012, объект муниципальной собственности может быть включен в ОАИП только при наличии его в составе государственной программы Архангельской области.
Кроме этого, условия предоставления и методика расчета субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, согласно п. 3 ст. 7 областного закона № 78–6‑ОЗ от 22.10.2009 «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений» устанавливается соответствующей государственной программой. Предоставление субсидий вне рамок программ не допускается.
Таким образом, расходы в сумме 45,6 млн руб. предусмотрены в законопроекте в нарушение приведенного выше законодательства, регулирующего расходование средств областного бюджета на капитальное строительство и предоставление межбюджетных трансфертов. В соответствии с приведенными выше нормативными актами указанные расходы подлежат исключению».
Конец цитаты.
Полагаем, что дальнейшие комментарии здесь излишни.
Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада", опубликовано 06.04.2016
Фото с сайта президент.рф