Эти и другие аспекты всплыли в ходе нашего анализа отчета, обнародованного на официальном сайте правительства Архангельской области.
Сегодня наш материал традиционно построен по принципу: «Так в Указе» (цитата из майского Указа Президента России) – «Так на деле» (цитата из отчета) – «Комментарий редакции» (сравнительный анализ и мнения экспертов).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Так в Указе: «...разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов…»
Так на деле: «Наименование показателя – Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Примечание: Реализация мероприятий по созданию специальных рабочих мест для инвалидов ограничена 2015 годом. В 2016 году указанные мероприятия не осуществляются. Финансирование из федерального бюджета отсутствует.
Трудоустройство инвалидов осуществляется в рамках мероприятий активной политики занятости в соответствии с государственной программой Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014 –2020 годы)». Конец цитаты.
Комментарий редакции. Согласно данному отчету, с 2013 года в Архангельской области было оборудовано 241 рабочее место. Негусто, учитывая общее число инвалидов в регионе.
Конечно, чиновники ссылаются на то, что работа будет продолжена в рамках областной программы. Однако настораживают две вещи. Во-первых, отношение наших чиновников к выполнению своих обязанностей – его мы наблюдаем почти три года в рамках анализа по исполнению в Архангельской области Майских Указов Президента. Во-вторых, едва ли многое удастся сделать без федерального финансирования.
Другой вопрос: почему в 2016 году отсутствует финансирование из федерального бюджета? И что сделали наши чиновники (и вообще пытались ли что-то сделать), чтобы его получить?
Вот пример с детским отдыхом. Сократили финансирование детской оздоровительной кампании – и сидят не шевелятся. Пока независимая пресса не подняла шум – палец о палец не ударили. А потом выяснилось, что федеральный центр готов выделить финансирование (в результате в Архангельскую область на эти цели было направлено порядка 65 миллионов рублей. – Прим. ред.), нужно лишь направить заявку – приложить минимальные усилия. Но наши чиновники без реакции прессы и общественности этого сделать не удосужились.
Аналогично с льготами для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Обрубили по тихой воде с первого марта 50-процентную льготу, и баста. Так что лично я не верю, что с такими принципами работы местных чиновников, без поддержки федерального центра, будет хоть как-то исполняться этот пункт Майского Указа. Впрочем, время покажет.
Так в Указе: «...увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей».
Так на деле: «Наименование показателя – Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общей численности детей Архангельской области. Значение показателя: целевое – 8 %, плановое – 6 %, фактическое – 2 %, отклонение – (–6 %)». Конец цитаты.
Комментарий редакции. Для сравнения напомним, что отклонение показателя в 2013 году по данному пункту также составляло минус шесть процентов. В 2014 году – минус 3,5 процента, в 2015 году – минус 2,8 процента. Так что, по сути, вернулись к тем темпам, с которых начинали. А раскачивались у нас чиновники очень долго, прежде чем начать исполнение Майских Указов Президента.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Так в Указе: «...снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения».
Так на деле: «Наименование показателя – Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий на дорогах Архангельской области (количество погибших в ДТП на 100 пострадавших). Значение показателя: целевое – 6,4; фактическое – 7,7.
Примечание: Увеличение показателя произошло по причине увеличения числа погибших в ДТП на территориях Вельского и Котласского районов из-за несоответствия выбранной скорости движения конкретным дорожным условиям». Конец цитаты.
Комментарий редакции. Эксперты отмечают: в данном случае не очень понятно, какое отношение имеет число ДТП в отдельных районах, если оценивается в целом состояние Архангельской области. По мнению наблюдателей, за этим примечанием кроется почти традиционное для областных чиновников желание перевалить ответственность на муниципальные власти.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Так в Указе: «...достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет».
Так на деле: «Наименование показателя – Доступность дошкольного образования...
<…>
Значение показателя: целевое – 100 процентов, плановое – 100 процентов, фактическое – 98,6 процента, отклонение – (–1,4 процента).
Примечание: Увеличение очереди в детские сады произошло в связи с увеличением количества детей, которым исполнилось 3 года после 01.01.2016». Конец цитаты.
Комментарий редакции. И снова наши чиновники поражают своей логикой. А в 2015 году они не знали, скольким детям исполнится три года после 1 января 2016 года? Ведь речь идет не о рождении детей. Вот в этом случае действительно сложно спрогнозировать их количество.
А эти дети родились три года назад, жили и росли в Архангельской области. Так что время посчитать было. Или они к нам с Марса свалились, так же, как, например, зимой неожиданно выпадает снег?
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Так в Указе: «...до 2020 года – предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия;
<…> до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда».
Так на деле: «Наименование показателя – Общая площадь помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Значение показателя: целевое – 0 тысяч квадратных метров, плановое – 145,6 тысяч квадратных метров, фактическое – 181,69 тысяч квадратных метров; отклонение – (–36,13 тысячи квадратных метров).
Примечание: Представлено фактическое значение (итоговые данные за 2015 год по годовому отчету, направленному в Фонд ЖКХ, срок предоставления которого 01.04.2016) показателя представлено на 01.04.2016». Конец цитаты.
Комментарий редакции. Обратите внимание на примечание, которое сделано в отчете к этому пункту. В нем черным по белому написано, что указаны итоговые данные за 2015 год.
Однако смотрим данный отчет за 2015 год. В нем совпадают лишь целевое и плановое значение показателей. Фактическое значение показателя составляет 154,57 тысячи квадратных метров, а отклонение – (–9,01 тысячи квадратных метров).
При этом в графе с данными за 2015 год также содержится следующее примечание (цитата): «Фактическое значение показателя представлено по состоянию на 01.01.2016». Конец цитаты.
Получается, что и там, и там представлены итоговые данные за 2015 год. Но цифры разные. Как это понимать? Раньше мы неоднократно подмечали, что в правительстве Архангельской области одна рука не ведает, что творит другая: в отчетах одно, на официальном сайте – другое, а чиновники говорят вообще о третьем.
Но здесь вроде бы такого нонсенса не должно быть – полагаем, что отчет за каждый период заполняет одно и то же должностное лицо. И это пугает. Потому что либо этот чиновник не помнит, о чем писал три года назад, и не способен сравнить данные в соседних графах одной таблицы, либо отчет в правительстве Архангельской области заполняется по принципу «письмо дяди Федора». Помните, как он из деревни писал родителям? Начал сам, продолжил Матроскин, а завершил Шарик. Вот и в отчете наших чиновников получается что-то похожее на то письмо.
Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада", опубликовано 11.05.2016
Фото с сайта президент.рф