Повод этот – «Правительственный час» на сессии Архангельского областного Собрания, на котором региональный министр ТЭК и ЖКХ Поташев отчитывался о результатах исполнения программы по расселению ветхого и аварийного жилья. Вопреки логике, ни заместитель председателя правительства, курирующий данный блок, ни министр строительства и архитектуры, а именно министр ТЭК и ЖКХ, заявивший, что он выступает с этим вопросом по доверенности.
С одной стороны, доклад был представлен из сухой статистики, которую можно было донести до депутатов, раздав (извиняюсь за тавтологию) раздаточный материал. И даже депутаты называли слайды «картинками». От того у нас и вышли «весёлые» картинки.
С другой стороны, традиционно покорные парламентарии в этом вопросе проявили активность, на мой взгляд, заслуживающую внимания. Поэтому сегодняшний материал представлен не совсем по традиционной форме, но на не менее актуальную тему.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
Так в Указе: «до 2020 года – предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия»
Так на деле.
Министр Поташев: … На территории Архангельской области реализуется мероприятие адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. До 1 сентября 2017 года программой запланировано расселение 266 тысяч квадратных метров аварийного жилфонда и переселение 15 тысяч человек, проживающих в 928 домах.
Общий объём финансирования программных мероприятий составляет 9,7 миллиарда рублей. В настоящее время исполнение мероприятий программы в целом составляет 48 процентов. Завершено расселение 128 тысяч квадратных метров аварийного жилья, переселено 7 400 человек из 445 аварийных домов.
Комментарий редакции: Из доклада министра мы взяли лишь эту часть, поскольку она содержит главную фактуру и, на наш взгляд, наиболее интересна для анализа.
И вот что примечательно. По словам министра, на данный момент исполнено менее половины программы. Хотя большая часть времени уже упущена.
Опять же, слова чиновника: лишь на данный момент достигнуты целевые показатели 2014 и 2015 годов, но почему-то исполнение четвёртого этапа не вызывает обеспокоености.
При таком раскладе, я бы на месте министра не то чтобы беспокоился – пахал бы в три смены. Но можно и пофилософствовать на тему того, что «не вызывает обеспокоенность» – то, что программа будет выполнена в срок или то, что по шапке всё равно не прилетит?
Далее - слово депутатам.
Депутат Ухин: По итогам 2014–2015 годов вы написали, что целевой показатель по расселению «аварийки» выполнен. Скажите, пожалуйста, сколько квадратных метров с 2014 года мы перенесли на 2015, сколько с 2015 на 2016, сколько с 2016 на 2017? И, соответственно, сколько средств переносилось на следующий год?
Министр Поташев: С 2014 год на 2016 год перенесена 21 тысяча квадратных метров. А с 2015 года – нисколько.
Депутат Ухин: <…> То есть с 2015 на 2016 год не переводили ничего?
Министр Поташев: Нет, нам не разрешили изменить целевой показатель.
Депутат Ухин: И ничего не возвращали федералам?
Министр Поташев: Нет.
Депутат Ухин: А 21 тысячу [квадратных метров], в том числе, уже построили?
Министр Поташев: Часть уже построена в рамках 2015 года. Часть разнесена на 2016–2017 года.
Депутат Ухин: То есть перенесли…
Комментарий редакции: Здесь ещё раз подчеркну, что словам министра о том, что исполнение 4‑го этапа «не вызывает обеспокоенность», не вяжутся с фактами. Если часть программы разнесена на 2016–2017, то нагрузка усиливается. А если в предыдущие годы не справились с нормой без усиленной нагрузки, откуда такая уверенность, что теперь всё точно будет в срок? Сомнительные слова.
Депутат Пуканов: Скажите, пожалуйста, реальная стоимость квадратного метра по госконтрактам сколько выходит?
Министр Поташев: Разная-всякая, но, тем не менее, 36,430 закреплена Постановлением Правительства РФ…
Депутат Пуканов: <…> Реально сколько выходит?
Министр Поташев: От 42 до 50.
Комментарий редакции: Ну насчёт 50-и министр Поташев явно поскромничал. Обратимся к документу под названием «Публичный отчёт исполнительных органов государственной власти Архангельской области о ходе достижения показателей…». Средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья эконом-класса: 2013 год – 53 126 рублей, 2014 год – 59 937 рубля, 2015 год – 58 997 рублей.
Впрочем, нельзя исключать, что и «бумага терпит»…
Депутат Шаров: В этой программе четыре этапа. Мы помним, что область взяла на себя полномочия по реализации программы в Архангельске из-за того, что у муниципалитета были проблемы по исполнению первого и второго этапов. <…> Сейчас на 1 декабря у нас есть какие-то отклонения по исполнению [программы]? (в Архангельске – прим. ред.).
Министр Поташев: <…> У нас опасение вызывает (и мы чётко отлеживаем отставание – три месяца) – это один дом на Ленинградском проспекте. В размере расширяемой площади 6 тысяч квадратных метров. И наша задача до 1 апреля без штрафных санкций закрыть данную площадь.
Комментарий редакции: Ну хоть что-то у наших властей вызывает опасение… Но здесь стоило бы «отслеживать» не только Архангельск.
Например, 2 декабря на официальном сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ обнародован «Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ…». Архангельская область в этом «позорном списке» представлена следующими муниципалитетами: Онега, Коноша, Североонежск, Архангельск и Няндома. Поэтому внимательней отслеживайте, господа чиновники.
Депутат Новиков: Уважаемый Андрей Петрович, производят хорошее впечатление ваши ответы, как профессионала, и честные. Но я бы хотел выслушать ваше личное мнение: финишная ленточка – 1 сентября 2017 года, и дальше средства из Фонда на расселение ветхого и аварийного жилья направляться не будут, я правильно понял?
Министр Поташев: Не могу комментировать. Это решение Правительства Российской Федерации.
Депутат Новиков: Нет, но решение… Сейчас вы сказали, что 1 сентября - и лавочка закрывается.
Министр Поташев: Программа, которая существует на 2013–2017 года.
<…> Депутат Новиков: Судя по тем отчётам и по тем картинкам, которые предоставлены (я внимательно их изучал), есть уверенность, что мы 1 сентября эту программу выполним?
Министр Поташев: У нас вариантов других нет.
Депутат Новиков: Я почему задаю такой вопрос? Потому что, глядя на эти картинки, слушая ваши ответы и выступления губернатора Архангельской области Игоря Анатольевича Орлова о том, что у нас все нормально идёт [возникает вопрос]: почему нас тогда пинают с федерального центра, когда говорят, что в Архангельской области, Республике Карелии и ряде других регионов слишком большое отставание в освоении средств и выполнении программы?
Министр Поташев: Ну, вы прекрасно знаете, что мы на 13‑й год программу, к сожалению, притормозили, да. И, исходя из всех проблем, которые существовали, на сегодня процентов на 60... э‑э‑э... полномочия, поднятые на субъект… и вот здесь вот я скажу, что Минстрой в общем-то строит эти дома по госконтракту.
Комментарий редакции: Далее мы остановились в расшифровке ответа министра, поскольку ход его мысли уловить уже было сложно. И, видимо, такое волнение (жаль, что в газете нельзя передать интонацию) вызвало то, что вопрос попал в «десяточку».
А мы ещё в 2013 году, когда только начинали вести мониторинг исполнения Майских Указов, предупреждали: надо приступать к исполнению в срок, иначе проблемы будут нарастать, как снежный ком. Так оно и вышло – 2013 год аукается до сих пор.
Депутат Вторый: <…> С чем приходится сталкиваться. Приходят на приём люди. Два десятка людей, которые представляют несколько домов. Дом аварийный. Подлежит расселению, переселению граждан. Но он де-факто аварийный. Де-юро ни один дом не признан аварийным.
Рядом с нами сидит глава района или глава поселения. Поворачиваем голову в их сторону: почему? Нет денег для того, чтобы эту процедуру завершить и признать дом аварийным. Крайними становятся люди. <…> Я полагаю, что в большинстве своём причины субъективные. Просто не хотят. Это же хлопотно. Поэтому в этой программе участвуют не все муниципальные образования. Может быть, побудить? Пригласить на правительство двух-трёх глав районов и спросить: почему же не делается эта работа во благо избирателя? А так - пассивность. Причём это продолжается уже не первый год.
Ссылка на то, что они не подали документы к 2012 году, не принимается. Потому что этот вопрос поднимался и в 2010, и в 2011, и в 2012 годах. То есть нужен какой-то толчок – от правительства, от исполнительной власти к муниципальным образованиям. Хотелось бы знать ваше мнение.
Министр Поташев: Полностью поддерживаем. И, в частности, идет параллельная работа, которая, как вы знаете, в реализации… достаточно успешно реализуемая программа капитального ремонта. И мы сталкиваемся там с тем, что заходим на дома, которые износ более 70 процентов. И мы побуждаем муниципальные образования признавать эти дома с помощью межведомственной комиссии аварийными.
Комментарий редакции: После столь обстоятельной реплики депутата Второго сложно что-либо добавить. Разве что чиновникам правительства Архангельской области самим нужен толчок. И, на мой взгляд, такой толчок возможен лишь посредством общественного контроля. Так что продолжение темы следует…
P.S. Если вам есть, что рассказать, - пишите: muhomor-pr@yandex.ru (С пометкой "Майские Указы").
Главное фото с сайта президент.рф
"Веселые" картинки из доклада министра, размещенного на официальном сайте Архангельского областного Собрания депутатов