Материал построен по традиции: «Так в Указе» (цитата из Майского Указа Президента) – «Так на деле» (цитата из официального ответа правительства Архангельской области) – «Комментарий редакции» (сравнительный анализ и мнения экспертов).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Так в Указе: «представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования»
Так на деле, цитата: «В сфере социального обслуживания населения подушевые нормативы финансирования социальных услуг утверждены постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» от 18 ноября 2016 года № 475‑пп.
Показатель «финансирование на каждого работника» нормативными документами не предусмотрен. Перечень расходов, входящих в показатель «финансирование на каждого работника», не установлен. В связи с вышеизложенным, предоставление информации о «финансировании на каждого работника» не представляется возможным.
В сфере культуры расчет финансового обеспечения выполнения государственного задания для учреждений культуры Архангельской области на 2016 год осуществляется с учетом нормативно-подушевого финансирования. В соответствии с ведомственным перечнем услуг (работ) финансирование осуществляется на посетителя (зрителя) учреждения культуры.
Нормативно-подушевое финансирование в расчете на работника не осуществляется.
В сфере образования субсидии образовательным организациям Архангельской области на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий для оказания государственных (муниципальных) услуг рассчитываются на основе нормативных затрат с применением механизмов нормативно-подушевого финансирования.
Нормативные затраты определяются с учетом общих требований, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 года № 1040.
Действующий механизм финансирования не предусматривает расчет нормативов на работника, финансовые затраты рассчитываются на обучающегося.
В отрасли «здравоохранение» нормативно-подушевое финансирование в отношении работников не установлено».
Конец цитаты.
Комментарий редакции: Из официального ответа следует, что в большинстве отраслей социальной сферы Архангельской области, вопреки задаче, поставленной в Майском Указе Президента, нормативно-подушевое финансирование не установлено до сих пор.
Что тут сказать? Весьма наглядно иллюстрирует ситуацию документ, на который чиновники областного правительства ссылаются в своем ответе. Перечитаем: «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» от 18 ноября 2016 года № 475‑пп. И это при том, что ответ был направлен в редакцию еще 20 октября.
Да, учитывая, что информационная политика здания «за оленем» выстроена таким образом, что ответы не всегда приходят в срок, мы делаем запросы заранее. Но тут клерки, похоже, опередили время и сослались на документ из будущего, которое к моменту выхода публикации станет уже прошлым. Оттого у нас и исполняются подобным образом задачи Майских Указов.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
Так в Указе: «создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году»
Так на деле, цитата: «Расчет показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест», используемого для мониторинга Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596, осуществляется Росстатом. Отчетным периодом по данному показателю является календарный год.
Информация о количественном значении и динамики показателя высокопроизводительных рабочих мест в Архангельской области по итогам 2016 года будет опубликована Росстатом во втором полугодии 2017 года. Отмечаем, что официальный статистический учет в разрезе предприятий Архангельской области не осуществляется. Кроме того, прогнозирование тенденции данного показателя на последующий период Росстатом не проводится».
Конец цитаты.
Комментарий редакции: В прошлом выпуске газеты мы писали, что руководство Архангельской области пассивно кивает на Росстат: мол, до следующего года доживём, а там видно будет.
Между тем, если бы в областном правительстве работали специалисты, реально болеющие за своё дело, настроенные исполнить поставленную задачу, то ничто бы им не мешало подбить статистику по итогам полугодия («То в огороде недород, то скот падет…»). Сегодня ситуация аналогичная. Не пробиваем заслон чиновничьего мировосприятия!
Однако напомню, что, согласно «дорожной карте», утверждённой губернатором, в Архангельской области к 2015 году необходимо создать 197,7 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, а в 2016 году их должно быть 199,7 тысяч.
И если мы посмотрим «Публичный отчет исполнительных органов государственной власти Архангельской области о ходе достижения показателей…», то увидим, что, в 2015 году (в соотношении с предыдущим годом), отставание в исполнении этой задачи составляет - 21,7 процента.
В количественном выражении это выглядит так: 2013 год – минус 10,2 тысячи, 2014 год – минус 11,6 тысяч, 2015 год - минус 13,2 тысячи. Так что появляется ощущение, что чиновникам правительства Архангельской области на руку оттягивание подсчёта показателей.
Так в Указе: «увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года»
Так на деле, цитата: «… показатель «Индекс производительности труда» в разрезе субъектов Российской Федерации имеет годовую периодичность, при этом данные по субъектам Российской Федерации публикуются 15 марта с отставанием в один год от отчетного периода <…> Таким образом в настоящее время имеют место следующие официальные статистические данные (см. таблицу 1 – прим. ред.)»
Конец цитаты.
Комментарий редакции: При сравнении данных в представленной таблице, на первый взгляд, может показаться, что мы имеем рост индекса производительности труда. Но, на самом деле, в сравнении с уровнем, обозначенным в Майских Указах Президента, в Архангельской области имеется колоссальное отставание и по этому направлению.
Опять-таки, обратившись к вышеупомянутой «дорожной карте», мы видим, что в 2016 году индекс производительности труда (относительно 2011 года) должен составлять 140 процентов (в 2015 году – 130 %). Из ответа областного правительства виден ежегодный рост в пределах 2–3 процентов. То есть в лучшем случае поставленная в Указе задача исполняется на треть, а то и на четверть.
Другой официальный источник (также вышеупомянутый «Публичный отчет…), размещённый на сайте областного правительства, свидетельствует, что отклонение в 2014 году от планового показателя составило более 40 процентов.
Поэтому тут уже прослеживается не «годовая отчётность <…> с отставанием в один год от отчётного периода», а просто неспособность местных горе-управленцев справиться с поставленными задачами.
Так в Указе: «увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году»
Так на деле: (смотрите таблицу 2).
Комментарий редакции: На прямой вопрос: «Перечислите инвестиционные проекты, реализованные и/или запущенные в Архангельской области в первом полугодии 2016 года, а также уточните объём инвестиций в регион по каждому из этих проектов (аналогично предоставьте информацию по первому полугодию 2012, 2013, 2014 и 2015 годов)», клерки областного правительства отделались ссылкой на официальный сайт.
Но в указанном разделе информация так структурирована, что, я извиняюсь, чёрт ногу сломит. Перечня инвестиционных проектов, сколько ни искали, обнаружить так и не смогли. Но наткнулись на другой интересный документ – «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов РФ. Результаты 2015».
В данном рейтинге Архангельская область, естественно, не в числе регионов-лидеров, и даже не в списке регионов с комфортными условиями для бизнеса, а в четвертой (из пяти) группе, где место исчисляется отсчётом с конца.
P.S.На мой взгляд, при нынешнем состоянии экономики Архангельской области крайне важно публично проанализировать список инвестиционных проектов и объём инвестиций. Поэтому мы направляем повторный запрос в правительство Архангельской области – продолжение темы следует… Фото с сайта президент.рф |