Внимали властьимущим заезжим гастролерам, которых не уважаем. Смотрели в лица людей, вешающих лапшу на уши, творящих зло. Но хоть в некоторые лица эти стоило бы плюнуть, мы этого не сделали.
Жители области достойны тех правителей, которые тут есть.
И я не оракул – я такой же.
Политику можно считать на этом проанализированной.
Экономика – её нет. Треть экономики не реальна – она убыточна. Что-то сдохло.
То, что держится на плаву – это производство полуфабрикатов из сырья, а фактически - продажа за гроши ресурсов. Тут же и та часть экономики, что ещё держится, но это государственные подряды: есть у государства деньги – живут жирно, нет денег – стонут.
Главное экономическое событие года – поднятие тарифов для поднятия полуобанкроченного «Водоканала» в Архангельске. Плохое событие, но другого нет.
Вроде, все логично на устах и руководства «Водоканала», и мэра Годзиша, и губернатора. Пока не начинаешь спорить. Но коммуникативная особенность нашей области в том, что спор получается заочный, а потому, как правило, это монолог. Вопросы (в случае с тарифным повышением), надо отдать должное, задавать можно было. Но в искренность ответов не совсем верится. Не верится – но не проверится. Это тот самый случай, когда ораторам можно было только верить – проверить нельзя: трубы под землей, а инвестиции и поэтапное светлое будущее с чистой водой и нормальной канализацией растнуто на 25 лет.
В итоге – опус: повышение тарифа на 20 процентов с января 2017‑го года и с июля ещё на 10 процентов. Итого 30. Так и будет. И не только в Архангельске – по всей области пойдёт волна пресловутых концессий.
Государство, понимаете ли, у нас бедное. Фигня, что руководители регионов на лексусах и с зарплатами в поллямса – государство же бедное. Ремонтировать инфраструктуру будут (и уже начали) за счёт народа.
Вот и дорожный «Платон» – тому подтверждение. Обдиралово сплошное в налогах, штрафах, сборах, акцизах, тарифах – вот то, что нас ждет в следующем году. А в нынешнем году для всего этого усилиями депутатов, власти и нашего тупого мычания задел заложен.
О тарфиах на воду и водоотведение. Я убежден, что не всё было сделано, чтоб найти иной выход. Но что сделано – то сделано. Внешнее управление городом Архангельском так решило. Молчим. Выполняем. Платим.
***
О культуре в уходящем году говорить трудно. Хотелось бы разделить культуру и самодеятельность, но сказав правду, я стану врагом для половины городской интеллигенции.
Нет хуже обиженных интеллигентов из сферы культуры. Старое поколение культурных авторитетов – на пенсионе. Новое, если и случайно нарождается – скидывается в Москву.
Типичный сюжет для экономически депрессивного региона.
Культура стала дорогой, себестоимость культурно-массового сегмента растет. Андеграунд - и тот стал недёшев, а деньги в столицах. Комфорт где-то, но только не у нас.
В нынешнем году, в силу его уродства, в нашей области ещё сильнее обветшали старые и утомительные народные поговорки типа «где родился, там и пригодился», кличи про малую родину – они тоже обветшали.
Все больше народу на словах патриоты, а на деле – космополиты, родившиеся в Поморье, но стартовавшие при первой возможности. Любить Архангельскую область лучше всё-таки на расстоянии.
Что осталось в культуре – банка с пауками. Вот что осталось: народившаяся и откуда ни возьмись взявшаяся бездарность научилась говорить фразами, пускать, как скунсы, месседжи, а по сути, всё одно - грызутся за бюджетные крохи и пургу.
И всё. Однако ж площадки полны – но то самодеятельность.
От управления, где вообще оконченная плеяда конченых мунделей подобралась, до самих «творцов».
Ну а главным общественным событием года считаю я создание ассоциации независимых СМИ «Вольное дело». Свободные в душе и по сознанию люди встретились и договорились. На общественном убожестве – это уже событие.
Дожили…
***
Теперь о международной политике...
Или, лучше сказать - о большой политике...
Этот год прошёл для всех интересующихся политикой (а, значит, смотрящих новости, общественно-политический эфир, читающих умные сайты и газеты для умных людей) именно под знаком Сирии.
Полагаем, что на эту тему имею право говорить, поскольку был в Сирии, хоть ещё и в мирной.
Жаль, до слез жаль эту красивую страну, очень теплую, гармоничную и толерантную, цивилизованную, и её трудолюбивый и искренний народ тоже очень жаль.
Все разрушено и в ближайшее время едва ли будет восстановлено. Единой Сирии, я думаю, уже не будет.
Асад засиделся (учитывая, что до Асада был тоже Асад – папа). Но это был не повод валить его. Тем более, рушить страну.
И этот конфликт затянется надолго. Но главное надо понять – каким бы ни был «засидевшимся» Асад – ему альтернативы нет. Так бывает в каждой стране, где правитель долго засиживается.
Кто-то в этих словах нашел аналогию с Россией? Вероятно, что таковая аналогия имеется. Потому храни Всевышний Путина, иначе придут навальные-оральные, улюкаевы всякие или дворковичи с чубайсами. Нет уж, лучше Путин – пока альтернативы нет. И дай Бог Путину воли не задвигать, если кто новый появится на горизонте. Если будет Шойгу – тоже не самый плохой вариант, лишь бы не как у нас в области. Власть, вроде, есть а вроде её и нет.
Но подробности межсирийских отношений и тема трагедии народа и ужаса разрушения древнейших цивилизаций мало волнует нынче наших граждан. Россияне стали эгоистами, чуждыми сопереживанию и интернационализму: главное - своё брюхо, а не брюхо христианина или иудея с алавитом, которых всех вырежут до единого, если уйдет Асад. Особенно этот национальный эгоизм чувствуется в таких депрессивных регионах, как Архангельская область – социально неустроенных, с протестными настроениями на кухнях.
На самом деле, Россия защищает в Сирии свои интересы. Это газ. Не Газпром, а газ; его экспорт - основные валютные поступления для России. От Средиземного моря до пустынь Белуджистана – это шиитский пояс (Сирия, Ирак, Ливан, Иран). И никогда ни за какой выгодой сунитский Кувейт или саудиты не будут строить газопровод через этот пояс.
Вобщем, за нас, за вас и за газ...