В чужой монастырь...
В Интернете мы нашли только одно упоминание о деятельности г-жи Ретаге. 10 марта в «Добролюбовке» закончилась передвижная выставка постеров, посвящённая 20-летию падения Берлинской стены. Г-жа Ретаге — один из организаторов. Если учесть, что в Архангельске она находится с сентября 2009 года, то для славящихся своей организованностью немцев полгода на подготовку мероприятия — очень большой срок. Если, конечно, на первоначальные планы не наложил отпечаток местный колорит. Как известно, на Руси долго запрягают....
Выставка — старт нового российско-немецкого проекта «От мирной революции к единству Германии». Грубо говоря, это промывка мозгов на тему «как плохо было немцам, разделённым социализмом на две страны», «как они голосовали ногами в пользу западного образа жизни». Такой посыл можно интерпретировать и как попытку переписать историю. Тем более, если она связана с СССР. Нынче это в моде.
...со своим уставом не ходят
А вот то обстоятельство, что:
- население единой Германии до сих пор расколото на «осси» и «весси»,
- согласно опросу социологического института Infratest Dimap ровно половина респондентов хотела бы вернуть реальные или мнимые «достижения социализма»,
- на территории бывшей ГДР по ним тоскуют целых 84 процента,
- почти 40 процентов приветствовали бы очередную попытку построить социализм на немецкой земле,
освещать не принято. Господа, может, вы сначала у себя порядок наведёте?
Многостаночница-беспризорница
Вообще нам непонятно, какую всё-таки структуру на ниве укрепления культурных связей представляет г-жа Ретаге. Она едина в трёх лицах: координатор университета имени Юстуса Либиха, менеджер по культуре Фонда имени Роберта Боша, стажёр программы «Менеджеры в сфере культуры» немецкого культурного центра имени Гёте. Наверное, огромных талантов человечище.
Вторая непонятка — к кому всё-таки приехала г-жа Ретаге? Первоначально она пересекла границу по приглашению администрации Архангельской области. Документы на вьезд оформлял комитет по культуре. Срок пребывания — 90 суток. Потом выяснилось, что этого времени недостаточно для развития культурных связей. Г-жа Ретаге, как следует из письма комитета по культуре в областное УФМС, намеревалась пробыть в России два года. Во втором ходатайстве от имени немецкого культурного центра имени Гёте подчёркивалось, что миссия г-жи Ретаге невозможна с перерывами. Запомним этот момент.
Теперь внимание! Виза была продлена от имени АГТУ. Цель поездки — стажировка. Что за непонятные рокировки, что за стажировка? Как сочетается наш технический вуз с гуманитарным гиссенским университетом? Единственная связь — фонд имени Роберта Боша, числящийся в партнёрах АГТУ. Но на сайте АГТУ о г-же Ретаге нет ни единого слова. Выходит, лекции не читала, семинары не проводила. Полагаем, что приглашение было оформлено всего лишь для легализации гостьи.
Юстус — Алексу
Мы связались с координатором г-жи Ретаге Натальей Шпановой и спросили, какие ещё мероприятия намечены на двухгодичную командировку её подопечной. Оказалось, что планов громадьё, проект «Профессиональные менеджеры в сфере культуры» будет продолжен. Но в какой форме, неизвестно. Цель — выйти на конкретные дела. Проще говоря, пока одна говорильня. Тем временем наша культура прочно завязла в болоте. Её спасать надо, а мы тары-бары с иностранцами разводим. Зато в отчётах всё гладко. Особенно по линии международных связей. Они к нам — мы к ним.
Заодно выяснилась причина переоформления визы. Визовый режим предусматривает продление срока пребывания гостя, только если он приглашен организацией, имеющей образовательный профиль. Областной комитет по культуре под эту категорию не подпадает.
P. S. Мы за культурные, но взаимовыгодные и реальные, чтобы можно было пощупать, связи. Лишь бы не получилось, как в своё время у АГТРК «Поморье» с норвежцами. Тогда скандинавы «помогли» за свой счёт перевести в «цифру» уникальный во всех смыслах архив компании. В результате норвежцы оказались его хозяевами, а нам в качестве утешительного приза досталось право бесплатно использовать эти кадры в своих передачах. Не более того. И это при том, что подобная операция в те годы была вполне возможна своими силами. Но кто-то предпочёл норвежцев и, видимо, не остался в накладе.