Зацените, вот рекламный слоган ГАЗПРОМа, показывается на всех ведущих телеканалах: «ГАЗПРОМ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ». Сравнивать ГАЗПРОМ и нашу ПОМОРСКУЮ ФИЛАРМОНИЮ, нам кажется, неэтично. В Газпроме могут и обидеться.
Министерский пресс-релиз не содержит главной информации: кто присвоил этот статус? Статусы — это вообще не юридическая субстанция. Награда, звание — это понятно. А статус?..
Министерское творчество возбуждает. «Татьяне Сметаниной, — пишет гражданам Архангельской области Министерство, — присвоено звание лауреата международной общественной премии «Виват, Маэстро-2010!» в номинации «За вклад в сохранение богатейшего духовного, культурного, эстетического наследия многонациональной России». Куда Сметанина вклад вложила, из пафосного названия премии ясно. Ясно, но вклада не видно. Ладно — это суждение оценочное, кому-то может показаться и спорным (хотя мы не нашли людей, которые бы вообще разглядели этот вклад.
Министерство не ответило на вопрос, что Сметанина вложила, сколько вложила. Какая Сметанина «Маэстро»? Вот Гергиев, Федосеев — это МАЭСТРО. А Сметанина — обычный директор далеко не самой выдающейся филармонии. Кажется, у кого-то «сносит башню»...
Крайне подозрительный пресс-релиз. Мы начали рыть. Так мы вышли на организацию, к которой государство не имеет никакого отношения, поэтому мы вообще не понимаем, с какой стати МИНИСТЕРСТВО — государственный орган пропагандирует статусы и звания, которые распространяются какими-то частными деятелями. И, кстати, весьма подозрительными.
Чтобы все понимали, о чём идёт речь... Помните Ежова, ректора МИУ? Мы уже со счёта сбились, считая ежовские награды, звания — и шотландский какой-то рыцарь, и легионы, и пурпурные сердца, и... Человек-Иконостас. Так вот, сметанинский и филармонические статусы/награды примерно из той же породы. До Ежова ей далеко, она только начинает.
Короче, рылись мы, рылись и НАШЛИ! Все эти «Виват, Маэстро...», «национальные достояния» — это творчество так называемой Международной Академии Культуры и Искусства — организации, которая плоть от плоти — Международная Академия Общественных Наук. У них одно положение, и это общее положение утверждено последними. Короче, полное ощущение, что всё это ЖУЛЬЁ. Вот куда вляпалось наше Министерство. Поздравляем с окончанием пути.
А чтобы не быть голословными и окончательно убедить областное Правительство в необходимости быть более разборчивыми в связях, мы предлагаем вам дословную расшифровку программы «Специальный корреспондент» Всероссийской ГосТелеРадиоКомпании (РТР), автора журналистских расследований Бориса Соболева «Страна героев». Там как раз про эту Международную Академию Общественных Наук и говорится. Когда программа вышла, страна была в шоке. Всё, чем гордились мэры/пэры, распальцовочные бизнесмены (в прошлом барыги и бандиты), оказалось обычными побрякушками, купленными за деньги.
ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ БОРИСА СОБОЛЕВА (РТР)
Москва. Офис некой Академии Общественных Наук. Идёт набор менеджеров по продажам. Товар — ордена и почётные звания.
— Те меценаты, которые перечислили деньги в наш фонд... мы награждаем их медалями, орденами, устраиваем для них различные вечера...
Авторитетный наблюдательный совет, строгий отбор номинантов — это в рекламе. А в жизни — клерки, сидящие на сдельщине, телефонный «чёс» по бизнес- справочнику и верная рассылка приглашений. Иногда случаются казусы.
Директор миграционного агентства, оформляющий россиян на пмж в Канаду, изумлён: за 150 тыс. рублей Академия Общественных Наук предлагает его фирме орден за доблестный труд во славу отечества — фирме, помогающей это отечество поскорее покинуть.
Владимир Грановский, директор миграционного агентства: Это какой-то паноптикум. Награда предусматривает заслуги, а не покупку. То есть это бред сумасшедшего.
И это ещё что. Церемония награждения, как следует из приглашения, должна пройти не где-нибудь, а в зале торжеств — он же зал церковных соборов Храма Христа Спасителя.
<...>
Торговец стройматериалами из Челябинска, поставщик вентиляторов из Пензы, директор нефтебазы из Ногинска — вот они, герои нашего времени. К их услугам Кремлевский Дворец съездов, Зал церковных соборов, конференц-залы Дома Правительства и Академии Наук, Президент- отель. Престижнейшие залы страны, хоть и принадлежат разным уважаемым ведомствам, но находятся на самоокупаемости. На деле это вылилось в «заплати за аренду, и заходи кто хочет».
<...>
Российский гимн, фанфары, вообще весь церемониал — весьма ловкая подделка под настоящее государственное награждение. Только гораздо быстрее. «Героям» и слова не дают молвить: ленту на шею, руку пожали — следующий. Аренда зала — 150 тыс. в час. К чему тут лишние слова?
Народ: Нас как баранов держат здесь (на улице). Бардак!
На всех мест не хватило — не беда. Завтра будет новая церемония, уже в Президент-отеле. Как раз туда и свежую партию орденов подвезут.
Раньше здесь штамповали октябрятские и комсомольские значки. Теперь кресты и звезды на манер царских. От заказчиков — всевозможных фондов и академий — нет отбоя. Главное требование — побольше фальшивой позолоты и стекляшек вроде бриллиантов. Нувориши это любят.
Корр.: Если вас просят написать «достояние нации», что он «самый лучший человек»...
Сергей Костин, директор завода наградной продукции: Ну если они так считают, почему нет? Пишут они на эскизе, а мы это претворяем уже в метале.
Всевозможных «героев», «меценатов», «спасителей Отчизны» на заводе «производят» в три смены. По закону кроме запрещённой фашистской символики и копий современных государственных российских наград здесь вправе штамповать что угодно.
______________________
Фуги Баха звучат всё реже, трескотня официальных задниц — всё чаще. Это можно назвать вредительством, варварством, цинизмом — как угодно. Дело не в определении — в сути: зал Кирхи, задуманный, чтобы в нём звучали исключительно орган да камерное искусство, превращается не то в «зал приёмов», не то в зал заседаний. Размножающееся чиновничество и офисный планктон никогда там не были завсегдатаями. Но сейчас «пристрастились к искусству» — повадились в Кирхе шабаши устраивать. Со всеми вытекающими последствиями — со сцены словословия казённые льются и тонны благодарственного хламидиоза раздаются.
Вдарим ФАКТом? Вот, пожалуйста, первый. На недавно проведённом под эгидой филармонии фестивале на сцене Кирхи звучала попса — песня «Колыбельная» из «Тараса Бульбы». Кажется, что это только цветочки. Ягодки уже зреют — на конец декабря в НАШЕЙ Кирхе запланирован КОРПОРАТИВЧИК Архангельского отделения Пенсионного фонда по случаю их 20-летия. То, что это привет нашей с вами нищей старости, это понятно. Сейчас не об этом. В Кирхе, где святая музыка звучит, будет «лёгкий фуршет» без водки, но с шампанским. А где шампанское, там и музыка — музыкальное меню уже составлено. Надеемся, что старик орган не испытает самого страшного в своей жизни надругательства, и под его сводами не прозвучит хотя бы токаревское «В шумном балагане любят собираться...» Господа, ограничьтесь «Муси-Пуси» — по крайней мере безобидно. А позор... пять минут — и обеспеченная (не всем, правда) старость!
***
Остаётся ждать, когда в Кирхе в волейбол сыграют. Там ведь в эпоху дремучего «совка» спортшкола размещалась, потом пахло носками... «Мурка» в Кирхе скоро, кажется, станет реальностью... Ведь пытались же симфонический оркестр заставить для «важных гостей» сыграть официозную попсу. Путь от Кирхи к спорт школе не будет длинным. Как только прозвучат в Кирхе три первых «блатных» аккорда, знайте: скоро придут люди с сеткой и волейбольным мячом. Россия, вперёд! Так, кажется, теперь принято выражать пьяную истерическую радость, засунув «точило» в объектив камеры какого-нибудь центрального телеканала?
Заметьте, что мы пишем «Кирха». Так обозначает это здание культурный народ. Это исторично и удобно — одно слово вместо трёх казённых «Малый зал филармонии». По сути это словосочетание — абракадабра. «Малый» подразумевает, что есть некий «большой». Формально он как бы есть — чаще пустой, холодный, с неконцертной акустикой, советской. Он существует таким, какой была его миссия — созданный для проведения партийных конференций и тому подобного, он таким же остался в натуре и в сердцах народа. Как был «ЗАЛ ОБКОМА», так и остался. И хоть запереименовывайся.
Мы видим этаж служебных кабинетов в бывшем ДК «Моряков», наблюдаем падение истинной культуры и засилье всепроникающей попсы. Мы не против попсы, но она не нуждается в государственной «крыше». Кажется, об этом даже Медведев в президентском Послании говорил. Потому мы обращаемся к директору ГУП «Поморская Филармония»: алло, Сметанина! Вам с Президентом Медведевым по пути, или сразу выйдете?..
На закуску мы приготовили главную российскую сенсацию! ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННАЯ В РОССИИ государственная (!) дискотека, и она находится в Архангельске. Это клуб «Модерн» — территория ГУК «Поморская Филармония». Кстати, «ПС-З» публиковала фото с сайта ГосЗакупок — ГУК «Поморская филармония» выставила предложение О ЗАКУПКЕ ПИВА. Культуру нах, а пиво в массы?
***
А теперь десерт. Посвящённая в тонкости губернского культурного хозяйства публика это знает. Пусть знает всё население, что в Государственной Поморской филармонии артистов числится примерно с десяток... И БОЛЕЕ 200 сотрудников — так называемого технического персонала. Судя по неизменному срачу в туалетах бывшего ДК «Моряков» и девственно занесённому снегом крыльцу, УБОРЩИЦ и ДВОРНИКОВ в филармонии явный дефицит. Зато как-то раз нам пришлось пообщаться сразу с двумя менеджерами по рекламе. Что и кого рекламируют паночки, умудряясь при этом оставаться незамеченными? Филармонический партизанский отряд? Какова цель засылки в глубокий тыл?
Если культуру «убить», так «задание центра» можно считать выполненным — пора включить режим самоликвидации. Приятного полёта!