Перечитывал я статью Медведева по пути из Архангельска в село Емецк (Холмогорский район). Ехал на обычном пассажирском автобусе, как это и делает большинство наших граждан. И вот между главами статьи и взглядами за окно стало мне горько за Отчизну. Посему и решил написать письмо Президенту.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В своей статье Вы говорите, что «российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу».
Думаю, любой согласится, что ни популистскими, ни утопичными эти идеи не назовешь. Поставленные цели вполне конкретны и реальны. Только вот есть факты, что чиновники и бизнесмены Архангельской области не хотят вставать на курс информационного прогресса, а думают, скорее, о своей личной выгоде.
«Социальное государство — это не раздувшийся социальный собес», — пишете Вы в своей статье, г-н Президент. Увы, Дмитрий Анатольевич, вынужден констатировать, что Архангельскую область иначе как «раздувшимся собесом» и не назовешь.
С такими поездками уже все смирились
Простой случай расскажет лучше общих размышлизмов. За день до поездки я пришел на автовокзал Архангельска, чтобы купить билеты. На маршрут «Архангельск-Емецк» взял, а обратный билет мне не дают.
Дело в том, что из Емецка я хотел уехать на проходящем автобусе «Котлас-Архангельск». Но никакого информационного сообщения между вокзалами по области у нас просто нет. Кассирша мне так и говорит: «Водитель приедет в Емецк. Оставит ведомость, после чего и будет известно, есть места или нет».
В Архангельск мне нужно было вернуться в тот же день, как говорится, просто позарез. Без обратного билета поездка превращается в огромный риск. Но прикинув, что намедни были праздничные выходные в честь 23 февраля, а впереди 8 марта, я решил пойти на авантюру от автовокзала «Архангельск».
На следующий день приезжаю в Емецк в 10 утра (автобус, на котором собираюсь уехать, приходит в 16:30). Иду в кассу и прошу продать билет. А мне говорят: «Приходите за билетом за 10 минут до автобуса». Удивляюсь: «Как так? А если билетов уже не будет?» На что мне кассир оригинально отвечает: «А если я Вам продам билет, а мест свободных уже не будет?»
На основании какого закона или внутреннего распоряжения компании мне не могут продать билет, кассирша, естественно, объяснить не смогла. Но это уже вопрос качества обслуживания — о нем и говорить не приходится. Больше беспокоит вопрос технологий. Здесь даже не требуется изобретать ноу-хау. Достаточно позаимствовать систему бронирования у ж/д перевозчиков. Но владельцам автобусов это делать то ли невыгодно, то ли просто лень.
До комфорта как до Китая
В своей статье, Дмитрий Анатольевич, Вы говорите, что «каждый третий из нас проживает на селе. Доступность современных социальных услуг для сельских жителей, рост их доходов, улучшение условий их труда и быта всегда будут нашим приоритетом». Однако в нашем регионе, как видите, «современные социальные услуги» на нуле. Возможно ли в северной глубинке улучшение условий труда и быта для местных жителей, если там не испытывают элементарных удобств даже те, кто заезжает на несколько часов?
Маленький пример большой беды
Но проблема даже не в том, что каждый день сотни людей вынуждены гадать на кофейной гуще, уедут они или нет. А потом, расталкивая друг друга локтями, урывать последний билетик за 10-15 минут. Эта маленькая проблемка — яркий показатель большой российской беды.
Вы, Дмитрий Анатольевич, учитывая опыт Запада, справедливо говорите, что «уровень технологического развития западной цивилизации сделал возможным всеобщий доступ к элементарным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена». Но, учитывая уровень технологического развития пассаржироперевозчиков (и не только у них одних) Архангельской области, выходит, что об элементарных благах нам еще рано даже мечтать.