На самом деле либо ГорСоветовский актив беспробудно глуп, либо решения принимаются без консультации с экспертами. В архангельской прессе, в частности, в «Правде Северо-Запада», неоднократно приводились мнения экспертов: экономистов, перевозчиков, дорожников, инженеров и т. д. Все собеседники были категоричны в своих оценках: новое мэрское детище обречено повторить судьбу приснопамятного АПАП-1. Его удел — банкротство.
Вопрос только, когда это произойдёт. Если мэрия не будет пичкать два своих предприятия кредитами и прочей финансовой помощью, включая увеличение стоимости проезда (что неизбежно), то процесс растянется на годы, обрастая долгами. Если хватит духу признать, что спороли лажу, то жить двум МУПам осталось максимум полгода.
Дело в том, что во всём мире муниципальный транспорт — это так называемые «планово-убыточные» предприятия. В современных условиях эту роскошь могут позволить себе только очень богатые хозяйствующие субъекты, а не нищий Архангельск, где в бюджете блоха на аркане. Тем более в кризис. А аргументы о комфорте поездок на новых автобусах, вытеснении ими с улиц диких ПАЗиков и всеобщем наведении дорожного порядка, о которых взахлеб трещали как сороки придворные СМИ, вообще не выдерживают никакой критики. «Не сорите на мозги; экономика — это базис общества, а политика, неотъемлемой частью которой является пропаганда, — надстройка» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7). И никак иначе.
Александр Ситкин, директор АПАП-1 и АПАП-2 (зарплата тоже двойная?) заявил на комиссии, что на уровне окупаемости работают лишь автобусы на маршруте 5у! Жаль, не сказал, что на этот, равно как и на другие маршруты, новые ЛиАЗы были всунуты волевым решением мэра, которое вызывает сомнения в законности. Не помогла и попытка закрепить эксперимент проведением конкурса. УФАС похерила положение о нём — слишком явно проглядывалось административное лоббирование нового транспорта. Но это не все откровения — своё слово ещё скажет прокуратура.
Не выдерживают критики и попытки объявить врагами прогресса частников. Дескать, во всём виноваты нелегалы. Господа, будьте честными — это в чём-то монструозное детище порождено вами. Более того, ни для кого в городе не секрет, что практически каждый маршрут «крышует» либо депутат, либо чиновник. А страшилки про битьё зеркал и лиц муниципальных водителей конкурентами-частниками оставим для обывателей. В итоге вместо того, чтобы отмыть старого ребёнка, родили нового.
И ещё один характерный штрих. 16 марта 2010 года к Сергею Сергиевскому, профбоссу группы компаний АПАП-1, обратились работники новых МУП АПАП-1 и МУП АПАП-2. Они рассказали, что ни с одним из работников не заключены трудовые договоры. Три месяца люди живут на птичьих правах. Да и зарплата по факту оказалась ниже, чем было обещано. Не был заключён и коллдоговор. А теперь скажите мне, в чём различие между поливаемыми грязью частниками — «нелегалами» и муниципалами?
Но это ещё цветочки, ягодки впереди — намедни в СМИ появилась информация о приобретении дуобусов как альтернативе «чистым» троллейбусам. Кто не в курсе, сообщаю, что это очередная властная дурь на тему муниципального пассажирского транспорта. И снова за наш счёт. А он будет огромным, ибо от троллейбусов в городе остались только воспоминания. Вот дуобус (стоимость одной машины до 5 миллионов рублей) и решит проблему: где-то на электродвигателе поедет, а кончатся провода — покатит, как обычный автобус.
Объяснение этим «феноменам» у меня одно: и мэр, и депутаты в данном случае — лица подневольные. Большие дяди им настойчиво рекомендовали не выёживаться, а проголосовать как надо. Иначе как понимать слова Дмитрия Акишева, цитирую: «Но тогда нас убедили, что выгодно создать два предприятия, и они будут работать на уровне окупаемости».
Вот и получилось, что пошумели для сохранения лица и послушно нажали нужные кнопки. А нам теперь расплачивайся за этот гешефт, от которого выиграл только завод-изготовитель.