Платить по полной будут все
Народ опасается — любая монетизация приводит к тому, что обналиченные выплаты не поспевают за повышением цен на услугу. Так было с лекарствами. Цены на них выросли — суммы льгот остались прежними. С монетизацией в сфере ЖКХ появляются другие вопросы, из-за которых реформа затянулась, а УК/ЖСК/ТСЖ долго не соглашались на условия, предложенные властями.
Раньше деньги поступали от государства в отдел социальной защиты населения (ОСЗН), после чего переводились на счета получателей (УК/ЖСК/ТСЖ). Теперь деньги поступят персонифицировано — каждому лично в руки. За этим грядёт рост тарифов. Останется ли сумма льготы прежней или вырастет равноценно тарифу? Покажет время. Но сам процесс монетизации, который начали проводить еще с 2005-го года, ведёт к одному — систему льгот постепенно сводят на нет.
Соцсфера банки не волнует
В процессе монетизации в нашей области есть много побочных эффектов. Непонятно, кто оплатит затраты на услуги банка и почты. В бюджет средства не заложены. А льготу обещают выдать равноценной. Появляется головная боль — откуда взять деньги на оплату услуг за перевод денег в банки (на карты, сберкнижки), почтальону за дополнительный разнос денег? Вариантов немного. Один из выходов — включить расход в квитки в статью «Содержание и ремонт». Но насколько законна данная операция? И почему собственники квартир, у которых нет льгот, обязаны платить за услуги, которыми пользуются льготники?
Народные кошельки снова похудеют
В чехарду неразберих попадают и другие вопросы. Готовы ли в ИРЦ выполнять новые расчёты бесплатно? Говорят, пока они берут на себя дополнительную работу безвозмездно. Но, к примеру, в ОСЗН не готовы бесплатно предоставить программы для проведения этих самых расчётов. Мол, они разработали её и требуют за неё деньги. Конечно, придется платить за них. Но опять же, на кого перекинут дополнительные расходы? «Раскидают» на народ, а тот и не заметит? Сомнительно. Можно будет потребовать расшифровку оплат, платить только за использованные услуги, а далее судиться за «навязанные» суммы. И тут может посыпаться гора исков.
В ожидании очередей, скандалов и задержек
Проблемных точек в реформе целая тьма. Все стороны процесса боятся, что не успеют вовремя произвести расчёты и перевести счета и деньги из одних контор в другие. УК/ТСЖ/ЖСК предоставляют данные в ОСЗН. ОСЗН проверяет и переводит данные на счета. Не исключены и такие ошибки: не ту цифру нажали, не ту фамилию вбили, перевод на банковскую карту задержали и прочее. Такие моменты могут затянуть процесс получения денег льготниками.
Если деньги будут получены вовремя, хорошо. А если нет? Разборки затянутся. Жильцы получат деньги и пойдут платить. Деньги поступают снова в ИРЦ или на счета УК/ТСЖ/ ЖСК, А потом уже поставщикам услуг (цепочка меняется в зависимости от формы правления в доме). Но сроки оплаты (продлённые с 10 по 20 число каждого месяца) малы, чтобы все эти операции были совершены вовремя.
Реформа обещаний
Монетизация льгот привела к появлению посредников. Денежный поток волей-неволей затормозится. Кроме нерасторопной работы почтовых отделений и банков кто даст гарантию, что получатель льготы вместо оплаты услуг ЖКХ не потратит деньги на водочку с колбасой или лекарства? А заплатит по счетам позже. В итоге в панике будут поставщики услуг — до них оплата дойдёт в последнюю очередь. И нет гарантии, что не начнутся отключения. Монетизация льгот ЖКХ обсуждалась месяцами, но месяцев не хватило. Проблемные вопросы и недоработки обещают решить к концу года. Но, как говорится, обещанного три года ждут.
Монетизация льгот начнётся с первого мая. Главный минус реформы: не был решён вопрос, кто будет оплачивать услуги по перечислению банковских услуг. В Карелии это всё депутатами было предусмотрено, заложено в бюджете, и проблемы не возникло.
Обычно банки берут 1,4 и 1,5% за услуги в зависимости от массы денег. В итоге на нас ляжет немалая сумма. У людей добавится дополнительных хлопот — многим придётся в рабочее время (банки работают обычно до 16:00/17:00) ходить за деньгами.
Трудно понять, в чём замысел этой монетизации. Скорее всего, постепенно она снизойдёт до того, что оплата станет 100% для всех категорий граждан.
P. S. Есть мнение, что смысл реформы — граждански-политический. Надо заставить людей перейти на финансовые отношения. Потому что финансовые отношения — это гражданские отношения. И людей государство понуждает переходить на нормальные, внятные отношения между людьми и теми, кто оказывает им услуги, между людьми и государством. И это правильно. Мы не привыкли к такому, нам кажется, что это тяжело. А на самом деле это нормально. Когда ещё несколько лет назад начиналась монетизация, был просто стон по всей стране. Народ кричал о том, что так нельзя и не надо. Прошли годы, все успокоились. Отношения вошли в тот набор ценностей, которые в наше время люди считают нормальными, правильными и обычными. Сейчас падают последние рубежи — монетизация в ЖКХ (сфере, которая переходит в рынок). Отношения переходят из административных в общественно- гражданские.