«Эхо СЕВЕРА»: Алексей Евгеньевич, расскажите, что нашли у Драмтеатра?
А.Е.: Нашли не мы, а рабочие. Люди, которые отвечают за строительство, обратили внимание на то, что под ковшом экскаватора что-то есть. Приостановили работы. В срочном порядке обратились к археологам, вышли на меня, пригласили. Там находились захоронения и фундаменты зданий, но их повредили ковшом экскаватора, поэтому мы только зафиксировали остатки. Сказать определенно, каким зданиям принадлежали фундаменты, не имеется возможности.
Находок было обнаружено мало, культурный слой там не очень большой. В котлованах было найдено более 15 захоронений. Из них три не потревоженных. Они остались в стенках. Четыре были вытащены экскаватором еще до нас. Нами было расчищено четыре захоронения. Еще одно было обнаружено после того как мы закончили работы. Часть захоронений была вывезена с грунтом. К сожалению, неизвестно куда. Захоронения находятся на глубине от одного до полутора метров от современной дневной поверхности. В них были зафиксированы женские и мужские костные останки.
«Эхо СЕВЕРА»: К какому периоду относятся захоронения?
А.Е.: Скорее всего, к XVI-XVII векам. Возможно, самое позднее — к началу XVIII века. С XVIII века в черте города захоронения были запрещены. Но до этого хоронили у церквей. Огромные кладбища были и рядом с Рождественской церковью. Кстати, на местах, где сейчас стоят гостиница «Двина», магазин «Светлана», ТЦ «Центр», также когда-то были захоронения. Все эти здания стоят на костях. Перед началом строительства на месте, где сейчас находится торговый центр «Центр», например, нами были проведены предварительные исследования. Там на полтора метра вглубь земля перемешана с человеческими костями.
«Эхо СЕВЕРА»: Могут найденные захоронения относиться ко времени нахождения на данной территории Михайло-Архангельского монастыря?
А.Е.: Кости были захоронены в дощатых гробах, обложенных берестой. Дощатые гробы широко используются с XVII века. Часть захоронений расположена в три яруса — одно над другим, поэтому можно говорить о продолжительности использования этого места для захоронений. Перерыв между захоронениями на одном и том же месте должен составлять минимум 50-80 лет. А если были родственники, которые ухаживали за могилами, то больше. Значит, время существования кладбища на данном месте должно превышать 200 лет. Захоронения можно датировать XVI-XVII веками. Скорее всего, погребения относятся ко времени существования на этом месте Михайло-Архангельского монастыря.
«Эхо СЕВЕРА»: Вопрос, который сильно взволновал общественность, — кто там захоронен?
А.Е.: Нет ни одного свидетельства, ни одного даже намека на то, что здесь захоронены священнослужители. Нами были обнаружены могилы мирян, возможно, монастырских трудников или монахов низшего ранга, но не более того.
«Эхо СЕВЕРА»: Все знают, что на данной территории были святые места, соответственно, захоронения должны остаться. Как же можно дальше строить фонтаны, если нашли могилы?
А.Е.: Если есть подозрения, что в определенной местности может быть культурный слой или любой археологический объект, но на этом месте надо строить и без этого никак не обойтись, то необходимо действовать в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, должны проводиться археологические исследования для полного изучения объектов историко-культурного значения. К работам привлекаются специалисты. Объект изучается. Изымается максимум информации. Извлекаются ценности. После окончания исследований на данной территории можно производить строительные работы.
Если это возможно, мы стараемся полностью памятник не раскапывать. Через 50-100 лет появятся новые технологии. Они позволят более полно изучить археологические памятники. Сейчас же изымается лишь определенный процент информации, остальная информация после начала строительства, по сути, безвозмездно утрачивается. Но людям, которые стоят за новостройками современности, это не важно — гораздо более значимо для них получить сиюминутную прибыль.
«Эхо СЕВЕРА»: Но ведь благодаря таким находкам кроме культурного наследия, которое накапливается, еще и привлекать туристов можно. На этом многие страны получают большие доходы.
А.Е.: Археология — дело затратное. Но если бы хотя бы небольшие деньги выделяли каждый год, мы бы могли что-то сохранить, частично исследовать, подготовить к показу, вставить в программу туристических маршрутов. Фактически у нас туристов привезут, покажут им место, на котором что-то было, а самого памятника истории и культуры, увы, уже нет. Осталось место, но больше ничего. Большинству туристов, естественно, это не интересно, они хотят посмотреть на что-то из прошлого. И на такие экскурсии, где ничего нет, они больше не приедут и другим не посоветуют.
Можно на туризме делать деньги, но вкладываться никто не хочет. Лет 15 назад перспектив развития туризма было гораздо больше, чем сейчас. Вложений требовалось гораздо меньше. Через 10 лет перспектив будет куда меньше, а вложений — в разы больше. У себя показывать нечего будет, зато будем ездить в другие страны смотреть, как там все сохранили.
«Эхо СЕВЕРА»: С таким отношением без прошлого не будет будущего.
А.Е.: Да. Согласен! Не уважая свою историю и культуру, мы теряем уважение к самим себе. Это ведет к деградации нации. Нас перестают уважать соседи и партнеры. А восстановить уважение гораздо сложнее, чем потерять. В итоге государство теряет перспективу политического и экономического развития. Людьми без прошлого и без будущего можно пользоваться только сейчас, нами сейчас и пользуются все кому не лень.
Беседовала Тереза Меджинян-Ярощик