Заместитель министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Владимир Титов ситуацию обрисовал так:
«Как только появилась информация о прекращении компанией «Нордавиа» регулярных авиарейсов по маршруту Архангельск — Котлас, глава региона немедленно заявил о недопустимости подобной ситуации и дал поручение министерству промышленности, транспорта и связи решить вопрос сохранения авиасообщения между городами. Решение, якобы, было найдено быстро — теперь в Котлас будет летать другая авиакомпания».
«Нордавиа» отказалась осуществлять авиаперевозки на линии Архангельск — Котлас, из-за того что они убыточны. Это была уже третья попытка реанимировать авиарейс Архангельск — Котлас.
Напомним, что при губернаторе Ефремове руководство «Аэрофлот-Норда», зависящее от областной администрации, дважды прекращало, а потом возобновляло перелёты по данному маршруту. Во время второй «реанимации» авиарейс оплачивался в следующей пропорции: 25% выкупал «Илим Палп», 25% областная администрация, по 25% администрации Коряжмы, Котласа и Котласского района. 25% билетов шло в продажу. Затем ситуация изменилась и настал период, когда рейсы стали полностью коммерческими, и никчёмность всего прожекта оказалась очевидной.
Затем областная администрация превратилась в областное Правительство, а транспорт получил выдающегося министра — Эрнеста Белокоровина. Белокоровину срочно требовался «как бы прорывной проект». Была взята готовая идея реанимации авиасообщения на линии «Архангельск — Котлас» — довольно громкая, пусть и пустопорожняя и неактуальная. Гораздо актуальней было спасать ж/д сообщение Архангельск — Онега, но на это не хватило ни сил, ни средств — все занимались спасением авиалинии с Котласом... В результате профукали ж/д поезд Архангельск — Онега.
И вот официально объявлено, что 30 июня первый рейс Архангельск — Котлас совершил Л-410 2-го объединенного авиаотряда из Васьково (почему-то пресс-служба облправительства его называет Эл-410 — самолёта такой марки не существует). Обычных гражданских пассажиров, купивших билеты за свои деньги в общей кассе, не было — на борту присутствовали исключительно участники V съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Архангельской области» во главе с губернатором Ильёй Михальчуком.
Попутно объявлено, что самолеты из аэропорта «Васьково» будут летать в Котлас три раза в неделю.
90% экспертов считает, что это бред.
Во-первых, не будет достаточно пассажиров. А полёты пустых самолётов за бюджетный счёт — это нерациональное расходование бюджетных денег: мероприятие тут же опротестует прокуратура. Зато в данном случае просматривается прямая попытка хищения бюджетных денег руководством 2-го авиаотряда с последующим «распилом» их с чиновниками. Схема проста: бюджет проплачивает 3 рейса в неделю, но при отсутствии пассажиров рейсов выполняется только два. Чтобы юридически оформить прохождение денег через казначейство, руководство 2-го авиаотряда объединяет (к примеру) 2-й и третий-и 3-й рейс — звучать это будет так: «А/к «2-й авиаотряд выполняет рейсы №... и №... по маршруту Архангельск — Котлас». То есть по документам выполнят два рейса, а фактически по затратам — один. Не трудно догадаться, что по документам пройдут затраты от выполнения двух рейсов. И оплата из бюджета, соответственно, тоже.
Во-вторых, инфраструктура аэропорта «Васьково» безобразна и вряд ли способна вынести ещё и регулярное а/с три раза в неделю на Котлас.
В третьих, старость и ветхость самолётов Л-410 беспрецедентна. Самолет создавался по заказу СССР, но затем стал продаваться во многие страны. Вообще это был первый самолет иностранного производства, допущенный к полетам на воздушных трассах Советского Союза. Впервые Л-410 поднялся в воздух 16 апреля 1969 года.
В четвёртых, на открытие нового регулярного воздушного сообщения требуется время для согласования и получения лицензий/разрешений. Этого у ОАО «2-й авиаотряд» нет. Кстати, выделение бюджетных денег на нелегальное мероприятие невозможно.
В пятых, для того чтобы летать чиновникам, всё равно, какую авиакомпанию дотировать (за наш с вами счёт). Простым гражданам было бы лучше, если бы заасфальтировали, наконец, отворотку от трассы М8 до Котласа.