Все предпринимаемые попытки управляющих компаний что-либо изменить в договорных отношениях с энергетиками ни к чему не привели. Например, еще 29 апреля УК «Наш дом Архангельск» № 1-11 направили в адрес ТГК‑2 предложение о заключении договора теплоснабжения и проект агентского договора о прямом перечислении платежей за тепло от населения на счёт ТГК‑2. Однако проект договора от энергетиков поступил только 22 июня, причём по четырем компаниям — без необходимых приложений. УК, изучив документы, представила протокол разногласий. В результате из-за отсутствия договорных отношений энергетики стали отключать горячее водоснабжение в домах и перестали направлять своих специалистов для приемки тепловых пунктов.
Кроме того, в основе конфликта лежит и стремление ТГК‑2 получать сверхдоходы. В течение 6 лет ТГК‑2 незаконно включала в выставляемые счета 18% налога на добавленную стоимость. После того как УК «Наш дом Архангельск» отказалась оплачивать НДС в счетах за тепло и стала платить с учетом актов о некачественном оказании услуг, делая перерасчеты в случае понижения температуры теплоносителя. На деле происходит злоупотребление правом со стороны монополиста, в результате страдают горожане.
***
Сейчас ТГК‑2 готовит масштабное отключение горячей воды в Октябрьском округе. Монополисты ради своих сверхприбылей готовы пойти на все, не считаясь с правами жителей города. При этом в соответствии с законодательством управляющие компании являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и участниками гражданских правоотношений. Свои взаимоотношения с энергетиками они строят на основе свободных договоров. Поэтому все вопросы, связанные с начислениями, платежами и долгами, должны быть урегулированы в правовом поле при заключении договоров на управление домом и тепло-, электро-, водоснабжение.
Что касается приемки школ и детсадов, в прошлом году ТГК‑2 были выданы предписания по устранению выявленных недостатков.
В течение года в большинстве учреждений данные предписания были выполнены, и недостатки устранены. Однако в этом году специалисты ТГК‑2 уже не обращают внимания на проделанную в школах и детсадах работу, а выдают новые предписания, при этом на их выполнение отводится две недели. Например, в школе № 17 на проведение всех предписанных ТГК‑2 работ нужно 500 тыс. рублей. В противном случае монополисты угрожают не подключить учреждения образования к теплу, фактически делая детей заложниками своих узковедомственных интересов. Аналогичная ситуация и в учреждениях культуры и прочих. Видимо, так ТГК‑2 в пытается шантажировать муниципалитет.
***
Во всех СМИ ТГК‑2 озвучивает суммы задолженности за тепло по Архангельску, причём различные: от 1,5 миллиардов рублей до 998 миллионов. Ларчик открывается просто — в общую сумму долгов ТГК‑2, не мудрствуя лукаво, включает задолженность всех организаций, в том числе не имеющих отношения к жилфонду. Видимо, размахивая жупелом полуторамиллиардных долгов, ТГК‑2 рассчитывает в очередной раз запугать власти и «срубить» сверхприбыль за счёт бюджета.
В своё время муниципалитет заплатил ТГК‑2 395 млн рублей за муниципальное предприятие «Жилкомсервис». Но тогда ситуация была принципиально другая с правовой точки зрения. Это было муниципальное предприятие, и ему дали возможность взять кредит и погасить долги. Фактически с 2006-го года взаимоотношения с ТГК‑2 и города начались с чистого листа.
Образовавшиеся за это время долги вызваны двумя обстоятельствами: первое — это неплатежи населения. Ни для кого не секрет, что собираемость платежей в деревянном жилфонде составляет от 62 до 82%. В благоустроенном — 92%. Остальное — выпадающие доходы, которые тяжким бременем ложатся на управляющие компании, так как ТГК‑2 все эти годы упорно отказывалась брать на себя риски неплатежей. Второе — неурегулированность договорных отношений между управляющими компаниями и ТГК‑2. А именно: ТГК‑2 при определении расчётов поставленной тепловой энергии руководствуется ведомственным актом — приказом № 105 Госстроя. А управляющие компании выставляют счета населению по нормативам. В результате там, где нет счётчиков, возникает существенная дельта — разница между выставленным энергетиками счётом и тем, что по факту заплатило население. В судах управляющие компании впоследствии выигрывают, но корректировки расчётов не производятся. Необходимо учесть, что судить о реальных долгах конкретных компаний можно только после сверки актов взаимных расчётов, а при разногласиях окончательное решение может быть принято в ходе рассмотрения дела в суде.
***
Муниципалитет предлагал ТГК‑2 различные варианты, чтобы избежать возникновения задолженности. Во‑первых, ТГК‑2 могла участвовать в создании управляющих компаний, заниматься обслуживанием жилфонда и полностью контролировать как сборы, так и платежи. Во‑вторых, создание единого расчётного центра. Гордума предложила ТГК‑2 и «Энергосбыту» создать такой центр и выйти на прямые расчёты с населением. Переговоры уже идут больше года, ТГК‑2 согласна собирать платежи напрямую, но при этом риски неплатежей на себя брать не хотела.
Еще несколько лет назад энергетикам предлагали переходить на прямые расчёты с населением, в частности, за тепловую энергию. Тогда ТГК‑2 это было невыгодно, поскольку основным контрагентом по договору был МУП «Жилкомсервис», и неплатежи населения фактически погашались за счет муниципального бюджета, то есть за счет всех горожан, добросовестно платящих налоги. Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась, и споры между управляющими компаниями и энергетиками по долгам решаются в судебном порядке.
Уместно задать вопрос: а каковы инвестиции в ремонт и модернизацию генерирующих мощностей и сетей ТГК‑2? В тарифе, утверждённом для ТГК‑2 Правительством области, эта составляющая есть, а потери не сокращаются, и жители вынуждены их оплачивать. Непонятно, почему в тариф за теплоэнергию заложена инвестиционная составляющая, которая сильно подросла, и с какой стати жильцы должны ее оплачивать, ведь они не являются акционерами или собственниками ТГК‑2?! Уместно также и спросить: почему горожане должны оплачивать приращение чужой частной собственности, страдая при этом от неприкрытого шантажа монополиста?