Сплошные кризисы
Эффективность развития любого региона, по мнению аналитиков, зависит от того, кто ею управляет. Потому был проведен анализ деятельности администрации Архангельской области. От профессионализма и эффективности зависят параметры успешности или провала во всех сферах. Начиная с «пересменки», когда на посту последние месяцы досиживал губернатор Николай Киселев, валовой региональный продукт (ВРП) по темпу был куда хуже, чем в других регионах. С тех пор тенденция не улучшилась. Продолжилось постепенное выдавливание области в группу регионов-«середняков», которые не выделяются особыми экономическими прорывами. Но пока, к счастью, и до проблемных территорий нам далеко.
В целом экономисты считают ситуацию с промышленным производством в регионе неустойчивой. Согласно данным Минрегиона, за первые полгода 2011 г. Архангельская область с показателем 87,5 заняла последнее место по сводному индексу реального сектора экономики. Кроме того, область стала одним из лидеров снижения темпов промышленного производства в январе-июне 2011 гг. Дополнительно ситуацию в промышленности и экономике региона осложняет резкий спад инвестиций.
Проблемы в регионе оказались во всех сферах. Системной неудачей социально-экономического развития Архангельской области является кризис в региональном ЖКХ. Основными предпосылками кризиса стали недофинансирование отрасли в предыдущие годы и непрофессиональное руководство областным и муниципальными комплексами жилищно-коммунального хозяйства. Как итог на сегодняшний день в региональном ЖКХ существует высокая степень изношенности коммунальной инфраструктуры. К примеру, изношенность котельных составляет 65%, электрических и тепловых сетей — 70 и 67% соответственно.
Следствием кризиса системы ЖКХ в Архангельской области является резкий рост тарифов на соответствующие услуги. Показательно, что в начале 2011 года Генпрокуратура выявила в Архангельской области серьезные нарушения тарифного регулирования (установление незаконных, экономически необоснованных тарифов, включение в тарифы неоправданных расходов, превышение устанавливаемых ФСТ предельных максимальных уровней тарифов).
Проблемы с подготовкой к осенне-зимнему периоду. Архангельская область является одним из регионов-аутсайдеров по степени готовности к отопительному сезону. Так, в 2010 году в рейтинге готовности органов исполнительной власти субъектов РФ к осенне-зимнему периоду Архангельская область заняла 78-е место (по расчетам Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ). Из регионов СЗФО худшие показатели были только у Мурманской области (79 место) и Республики Карелии (82 место).
По итогам же прохождения отопительного сезона (итоги подводились в мае 2011 года) Архангельская область заняла последнее 83-е место среди всех субъектов РФ. Стоит отметить, что для северных регионов готовность к отопительному сезону традиционно считается важным политическим фактором. Не случайно в конце июля 2011 года по поручению вице-премьера Д. Козака создана специальная рабочая группа Минрегиона по проверке качества выполнения мероприятий по подготовке коммунального хозяйства Архангельской области к осенне-зимнему периоду 2011-2012 гг.
За управление бюджетом — «неуд»
Финансовая политика региональной администрации в последние годы складывается тоже неудачно и не получает поддержки со стороны федерального центра. Увеличение доли федеральных дотаций в областном бюджете значительно затрудняет лоббистскую деятельность властей по получению более значительных объемов средств. 2010 год стал для Архангельской области настоящим «бюджетным провалом» и пиком финансовой зависимости от центра — доля федеральных дотаций в доходах регионального бюджета составила 23,3% (против 11,2% в 2009 г.).
Постепенно увеличивался и объем государственного долга региона. С 2008 госдолг вырос более чем в 6 раз (с 2 млрд. руб. в 2008 г. до 14 млрд. в 2011 г.). Отчасти это свидетельствует о некачественном управлении бюджетным процессом в области. Так, Архангельская область продемонстрировала, пожалуй, наихудшую динамику показателей среди других регионов РФ в период кризиса, выйдя на один уровень с традиционно проблемной Калмыкией.
Забавно, но на фоне общей картины неблагополучия позитивным показателем Архангельской области является довольно низкий уровень воспринимаемой гражданами криминогенности (37,3%) — среднее значение показателя по субъектам РФ (47,7%). При этом в регионе четко прослеживается точка перелома, с которой началось падение уровня криминогенности, — это 2008 год.
С инвестициями не спешат
Главным отрицательным моментом при оценке инвестиционной привлекательности Архангельской области является резкое колебание рангов инвестиционного риска. Нестабильность показателя в области объясняют ростом экономических и социальных рисков, напрямую связанных с качеством управления экономической политикой региона. Кроме того, эксперты обращают внимание на рост законодательных рисков, связанных с низкой эффективностью работы областных структур законодательной власти.
Неоднозначные перспективы и с транспортными проектами. На сегодняшний день перспективы диверсификации экономики Архангельской области региональные власти связывают с реализацией строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного морского порта в Архангельске (оба проекта входят в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО). Предполагается, что успешная реализация проектов даст значительный импульс дальнейшему развитию региона. Так, строительство магистрали «Белкомур» откроет кратчайшее сообщение между Архангельском и промышленными районами Урала, позволит напрямую соединить Соликамск, Сыктывкар и Архангельск, а также даст прямой выход на «Транссиб» в районе Екатеринбурга. Планируемый грузопоток через магистраль «Белкомур» составит более 25 млн. тонн в год. Что касается нового глубоководного морского порта в Архангельске, то он рассчитан на перевалку около 28 млн. тонн груза ежегодно (примерно в 5 раз больше текущего объема перевалки грузов в порту Архангельска).
Все было бы хорошо, если бы не одно НО. Реализация данных транспортных проектов в Архангельской области входит в противоречие с транспортной стратегией соседнего региона — Мурманской области. Уже принята концепция развития Мурманского транспортного узла, в которой ключевая роль отводится Мурманскому порту. Именно Мурманску оказывает приоритетную поддержку Минтранс. По мнению большинства экспертов, создание еще одного глубоководного порта в Архангельске является нецелесообразным. При этом сомнения в целесообразности развития второго порта могут привести и к корректировки проекта «Белкомур» — в Минтрансе РФ уже прорабатывается вопрос корректировки магистрали с архангельского порта на мурманский.
Как считают в Минтрансе, ориентация магистрали на Архангельск существенно затормозит общий ход реализации проекта. Главная причина — отсутствие гарантий, что планы по созданию глубоководного порта в Архангельске будут претворены в жизнь. Таким образом, в случае корректировки направления магистрали «Белкомур» существует большая вероятность отказа от проекта создания глубоководного порта в Архангельске. Альтернативным вариантом является проработка проекта дифференциации грузовых потоков в Мурманском и Архангельском портах. К примеру, Мурманск может сосредоточиться на принятии газоконденсатных, нефтяных, насыпных грузов, а Архангельск будет позиционироваться исключительно как контейнерная база.
Положительной видят аналитики ситуацию на «Севмаше». Северодвинск, несмотря на подверженность многочисленным социально-экономическим рискам и срыву госборонзаказа, в ближайшие годы может стать одной из «точек роста» Архангельской области. В правительстве РФ прорабатывается вопрос о создании в 2011-2012 гг. на базе «Севмаша» одной из 9 специальных судостроительных зон (в рамках деятельности Объединенной судостроительной корпорации).
Итог неутешительный: число недовольных жителей региона увеличивается
В целом из доклада ясно, что больше всего проблем в сферах здравоохранения и образования. В качестве примера приводятся различные статистики. При этом и по опросам жителей Архангельской области ясно, что они больше всего недовольны качеством медицинского обслуживания, уровнем образования и проблемами в ЖКХ.
Резкое ухудшение ситуации с лесными пожарами в Архангельской области эксперты связывают не только с погодными аномалиями, но и с откровенно слабой работой региональных властей по предотвращению возгораний в лесах. Хорошим индикатором здесь являются расходы регионального бюджета по статье «охрана окружающей среды». В 2011 г. на данную статью в бюджете Архангельской области было заложено 45,9 млн. руб. Это одна из самых маленьких сумм среди остальных регионов Северо-Запада.
При этом, по мнению аналитиков, администрация области больше заботится о собственном пиаре, чем о подготовке к пожароопасному сезону. Так, расходы на СМИ в Архангельской области в 3,5 раза превышают расходы на охрану окружающей среды. В 2011 году было выделено 160,9 млн. руб. (0,36% от бюджета) на информационное освещение деятельности правительства Архангельской области.
В преддверии выборов в конце исследования аналитики делают ставку на перемены. Внутренние политические тенденции в Архангельской области свидетельствуют о возможных перестановках в руководстве региона накануне избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы.
Полный текст доклада здесь — inreginfo.ru/upload/analitika/Arxangelskaja%20oblast.pdf.