Московские «звёзды» политики по традиции потрясли велеречивостью: из трёх абзацев, как правило, два — шелуха. Губернские политики ничем не потрясли — видимо, из сил выбились, наводя лоск в центральной части города. Выделился, как обычно, только наш местный министр транспорта и связи — неутомимый Белокоровин. Эрнест Анатольевич Левитину так мощно «подсел на уши» насчёт образцовых архангельских автобусов, буквально плывущих по идеально ровным дорогам, что федеральный министр, как в детстве, прокатился на обычном рейсовом импортном (б/у) автобусе. У Левитина всегда очень довольное лицо, поэтому степень его удовлетворённости не поддаётся измерению. И тем не менее, официальный губернский агитпроп уловил настроение, сообщив, что Левитин «остался доволен положением дел в транспортной отрасли региона».
Организаторы поступили мудро, пригласив на форум известных учёных и академиков. Последние изысканно оттеняли политиков.
Отстранимся от политтрескотни. Прошедший Арктический форум сравним с таким статусным международным саммитом, как совещания глав государств Тихоокеанского региона — фактически Ассамблея Организации арктических наций.
Арктика — настолько аутентичная часть планеты, что вполне может претендовать на обозначение в качестве части света (как, например, Австралия и Океания). Но, увы, неудачно выстроились геополитические факторы, а потому Арктика пребывает на задворках цивилизации — инфраструктура развита меньше только в Антарктиде. Из мирового экономического оборота Арктика фактически выпала — процент используемого потенциала скромен. Коммуникационная неразвитость ощущается не только в утилитарном смысле слова, но и на уровне межгосударственного и гуманитарного общения.
И всё это объясняется не только экономическими и географическими причинами. Смотрите — ведь все страны, считающие себя арктическими (кроме Исландии), территориально выходят в Арктику своими самыми глухими провинциями: Норвежский Финмарк, финская Лапландия, Русский Север — все они удалены от экономических и политических центров своих стран. Отсюда и не арктические приоритеты, которые на ментальном уровне владели умами политических элит арктических государств.
Короче, диалог на тему совместного проживания в Арктике требовался давно. Чтобы понять рациональные пределы суверенного и межгосударственного в регионе. Чтобы арктическая общность народов стала геополитическим фактором, как уже полвека существует общность жителей, к примеру, балтийских берегов.
Диалог, разграничение суверенных экономических сфер, сотрудничество — всё это так и останется арктической экзотикой, если не будет в том экономического смысла. Но что и в каком порядке развивать?
Идей много, все по-арктически затратные. Многие утопичны, как, например, туризм в Арктике — он едва ли превратится в отрасль экономики, так и оставшись дорогостоящим эксклюзивным мероприятием.
Понятно, что на все проекты освоения Арктики ни бюджета, ни частных инвестиций не хватит, распылять средства — бессмысленно. А ещё, проводя в Арктике экономическую экспансию, важно сразу было определиться со способом организации труда. На форуме опять вспомнили о целесообразности вахтового метода. Активно против этого аргументов почти не было. Не пугает учёных даже неизбежное при вахтовом методе отсутствие постоянного населения по берегам северных морей, ибо обжитый и обустроенный берег не обязательно должен быть заселён поселенцами.
Итак, экономика — вот ключевой вопрос Арктического форума.
Позитивно, что процесс внедрения в природу в этот раз планируют вести в комплексе с охраной природы. Объявлена «генеральная уборка Арктики»...
Эту идею в своё время двинул Путин во время визита на Землю Франца-Иосифа (Путин тогда почесал брюшко белому медведю и пожал мишкину лапу). А на минувшем форуме главком МЧС Шойгу уже доложил об ассигнованных средствах и задействованных ресурсах.
Думается, что вложение денег в арктические экологические проекты основано на прагматизме. Дело в том, что Арктика в не столь далёкой перспективе будет нашей экспортной провинцией или, выражаясь языком первых советских пятилеток, валютным цехом страны. Первое, что в Арктике уже развивается и будет развиваться галопирующими темпами, — это добыча углеводородов на приарктическом шельфе Баренцева, Карского и Печорского морей.
Затраты инвесторов колоссальные, и дело не только в экстремальных условиях расположения месторождений. Минимизируются экологические риски: всем ещё памятна технологическая и природная драма, произошедшая в Мексиканском заливе. На просторах арктических морей случись похожее — сценарий драмы окажется страшнее. Да и мировой экологический скандал, развернуть который всегда готовы наши норвежские соседи, не пойдёт на пользу экономике — опыт такой неприятный был. Повторять его нежелательно.
На форуме опять всуе пытались реанимировать идею Белкомура, которая бессмысленна без электрификации участка железной дороги от станции Обозерской до столицы Поморья и без строительства глубоководного порта в Архангельске. Это пятая или уже десятая реанимация идеи и опять, как в прошлые разы, в канун выборов. Есть ощущение, что Белкомур так и останется пропагандой: РАО ЖД по Северной железной дороге устроило режим жёсткой экономии — где уж тут инвестиции в электрификацию! А деньги на порт настолько огромны, что их потянет только государство. Но пока темы нет даже в проекте бюджета. К тому же даже став глубоководным, наш порт едва ли станет привлекательным, ибо он замерзающий порт, где дороговизна ледовой проводки диктует запредельные портовые сборы.
Всё это предвыборная чешуя. А вот что реально, серьёзно и надолго — Арктика, как заявлено на форуме, станет интерконтинентальной транспортной артерией. Речь идёт о возрождении Северного морского пути (СМП). Логистика товарообмена, как было объявлено на форуме, подсчитана: крупные учёные, академики утверждают, что морской грузопоток по СМП короче и дешевле нынешних маршрутов, идущих либо через Суэцкий канал, либо (реже) вокруг Африки. Видимо, учёные действительно посчитали и в милях, и в долларах. Могли и ошибиться, но не в главном — проходимость Суэцкого канала не бесконечна. Сам видел это чудо света, когда суда плывут по пустыне. Но плывут они очень медленно. А если вы посмотрите на рейд Порт-Саида или Суэца, то вас поразит корабельная очередь во весь горизонт.
Морские крупнотоннажные перевозки во все времена и во всех странах приносили огромные доходы в СКВ. Территория — такой же экспортный товар, как нефть.
У Арктики нет проблемы с проходимостью. Единственное препятствие — льды. Но белая шапка планеты тает — ледяные поля в Северном Ледовитом океане перестали быть сплошными, уменьшившись раза в три. Учёные и моряки-полярники говорят даже о довольно продолжительном сезоне безледокольной проводки судов в Арктике по Севморпути. Единственное, что никто с высокой долей вероятности не сможет утверждать, так это продолжительность глобального потепления...
Для безопасного и стабильного функционирования Севморпути потребуется инфраструктура — от сети метеостанций, связи до централизованной диспетчеризации и системы спасения судов и экипажей. Об СМП говорят уже несколько лет, и вот только сейчас на форуме министр транспорта РФ Игорь Левитин объявил, что проект федерального закона «О Северном морском пути» планируется внести на заседание Государственной Думы РФ осенью 2011-го года.
Смущает только, что о государственных инвестициях Левитин ничего не сказал, поведав лишь о планах Правительства ассигновать на строительство «нового ледокольного флота» 20 млрд. рублей. Сумму эту надо воспринимать с оговорками. Во‑первых, Левитин говорил лишь о ПРОЕКТЕ бюджета. А во‑вторых, 20 млрд. для растянутого во времени аж на девять лет строительства трёх ледоколов — это явно немного. К тому же едва ли реально посчитать стоимость материалов в 2020‑м году.
Новый флот — это громко сказано. «Новый флот» — это ТРИ новых пробивающих трёхметровый лёд ледокола, причём дизельных. Их, по словам Левитина, заложат на стапелях в этом году, а спустят на воду к 2020-му году.
Где будет центр (столица) Севморпути? Называются три варианта: Санкт-Петербург, Мурманск или Архангельск. Вопрос тут не в почёте, а в том, какой из трёх городов приобретёт жирного налогового резидента. Изначально прогнозировалась по этому поводу схватка представителей трёх субъектов Федерации.
Но хватило мудрости у губернаторов не начинать делить шкуру ещё не убитого зверя при всём мировом сообществе. Да и Владимир Путин, словно уловив губернаторский задор, предупредил на раз: «Работы в Арктике хватит всем».