Разговор шёл о полномочиях по распоряжению землей на территории Архангельска — сколь же эффективно работает Правительство.
Правительство считает, что эффективно. За исключением признанного министром Мазуренко обстоятельства — гигантского долга по арендной плате. Появился повод продолжить тему...
В распоряжении редакции оказалась копия письма господина Мазуренко (клянемся, он тут не при чём) депутату Ухину, в котором процесс формирования задолженности расписан по годам, начиная с сентября 2007-го года — момента передачи полномочий по земле в область. Ясна и причина наращивания задолженности, которая на 1 июля 2011-го года составляла 415 миллионов 991 тысячу 998 рублей. По большому счёту никто из клерков областного Минимущества ничего не сделал, чтобы её взыскать!
Кстати, закон о двух ключах при распределении земли, при котором область выделяет землю, а мэрия согласовывает границы и назначение, был принят в 2007-м году. И ведь многие участки до сих пор не застроены. По срокам всё уже давно нарушено, но отозвать разрешение у владельца практически невозможно.
Теперь оказывается, не под силу и собрать арендные платежи. Каждый год сумма долга увеличивалась на ещё одну сотню миллионов рублей...
На самом деле, как сообщил нам министр Мазуренко, в основном это долги арендаторов коммерческих структур. Мы располагаем списком должников. Но пока не будем его публиковать. Дело не в интриге — расценивайте это как последнее китайское предупреждение. Скажем только, что среди них нет ни одного затюканного жизнью и обстоятельствами предпринимателя. Сплошь жирные коты местного бизнеса.
Отрицательный баланс
Уверены, в одиночку чиновникам Минимущества эти Авгиевы конюшни не разгрести. Нужна помощь квалифицированного десанта в составе представителей прокуратуры, СледКома, налоговиков и полицейских.
За основу сюжета берём безымянный торговый центр. Его на муниципальной/областной земле построил бизнесмен А. Чтобы отбить расходы на строительство и получать прибыль, он запустил внутрь арендаторов В, С, Д и Е, каждому из которых определил в зависимости от занимаемого места и площади ежемесячный фиксированный размер арендной платы. Этот принципиальный момент четко прописан в каждом договоре.
Вы верите, что потом с А случилась амнезия, и он напрочь забыл о приятной обязанности раз в месяц обходить «жильцов» В, С, Д и Е (или кого-то из них) на предмет сбора платежей? Скорее, господин А забудет своё имя-фамилию, чем «день Х». А если у арендаторов нечем платить за место, то выселение неминуемо. Максимум поблажек — крайне ограниченная по времени рассрочка платежа.
Таким образом, не подлежит сомнению, что арендатор либо платит, либо оказывается на улице. Значит, деньги за аренду земли у собственника торгового центра есть. Этот платёж по идее должен быть таким же приоритетным, как выплата зарплаты персоналу. Всегда приятно чувствовать себя свободным от очередной порции обязательств. К тому же порядок в расчётах с муниципалитетом/областью — одно из слагаемых успеха для последующего выкупа арендованной земли в собственность. Но, как мы уже знаем, этого не происходит. Мы думаем, что знаем ответ на вопрос, почему накопились долги.
Ворон ворону глаз не выклюет
Не секрет, что архангельскую Гордуму в народе давно уже называют «бизнес-клуб». В основной своей массе депутаты — это либо владельцы торговых сетей, либо крупные латифундисты, либо рантье от недвижимости. Кто-то явно (в этот же список попадает часть высокопоставленного чиновничества и коллеги из областного Собрания), кто-то тайно — не важно. Что мешает им перейти на свою систему расчётов, которая едва касается проблем бюджета?
С другой стороны, что мешает народным избранникам проголосовать за льготные расценки по аренде для себя или своих знакомых? Это отдельная тема, которая сейчас разрабатывается — там тоже скрыты миллионы недополученной без особых на то оснований прибылей городской казны.
Рассмотрим следующий пример — участок земли арендует организация, оказывающая услуги, стоимость которых складывается из тарифов, которые устанавливают органы власти. Аренду не платит. НО! Эта сумма фигурирует при доказательстве себестоимости услуги. Обман? Однозначно. Или, проще говоря, мошенничество. Где прокуратура? Почему мы не знаем о таких процессах? Кто способен разорвать этот порочный круг, если мы правы?
Палка о двух концах
Администрация области в 2008‑м году начала и через год закончила административную реформу: была администрация — стало правительство. Было КУГИ — стало министерство. Вроде те же яйца, только вид с бору. Но то яйца... А юридически лица. И они разные.
Чтобы было понятно — зарисовка.
Приходят чиновники за арендной платой. Здравствуйте, приветствует их бизнесмен, вы кто? — Мы из министерства, вот тут по договору... — Извините, я с комитетом бумаги оформлял, с вами у нас никаких отношений нет. До свидания.
И уходят чиновники не солоно хлебавши.
Полагаем, что юристы такой поворот событий при составлении договоров не предвидели, отдельным пунктом в текст не вносили (воздержимся от оценки их квалификации). Соответственно, все ранее заключённые договоры нужно переделать. Муторное это дело, одними уведомлениями или заказными бандеролями в адрес бизнесменов/арендаторов не обойдёшся. Нужно лично, желательно под роспись, вручать новый пакет документов. А возможностей уклониться от такого свидания хоть отбавляй — годами можно чиновникам мозг компостировать, утрясая всевозможные разногласия. И через суд процесс не ускорить — только людей смешить.
P.S. В данной ситуации передача полномочий по земле из города в область выглядит пятым колесом в телеге. Но обратного хода нет, зато в Архангельске ещё много земли, которая представляет интерес для инвесторов и застройщиков. Значит, есть мощный источник пополнения городской и областной казны. Осталось только поставить на поток процесс взимания арендной платы и выбивания долгов. Напомним, с 2012-го года резко сокращаются объёмы налоговых поступлений в казну — чем закрывать дыры? Вот где пригодились бы 415 миллионов...