У контрольно-счетной палаты много замечаний
В течение трех лет на обсуждении бюджета депутаты всегда бурно вели себя, но в этот раз каждый набирал очки для своей партии. Потому предвыборная дискуссия больше несла эмоционально-популистский характер. Опустив судорожные фразы, мы поняли, что в целом экономика Архангельской области в стабильно дотационном состоянии.
Замгубернатора по финансам и экономическому развитию Елена Усачева обозначила основные параметры: объем доходов в 2012 году составит более 42 миллиардов рублей, расходы — 51 миллиард рублей, объем бюджетного дефицита — 9 миллиардов рублей. Основные источники дохода — налоги на прибыль и на доходы физических лиц. Министр финансов честно сказала, что формирование бюджета проходило сложно, заявленные приоритеты нашли свое отражение. Головные акценты сделаны на модернизацию здравоохранения, строительство и ремонт образовательных учреждений и дорог муниципального и регионального значения.
Более остальных выступающих четкостью и конкретностью порадовал председатель контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр Дементьев. После проведения экспертизы была замечена положительная динамика развития экономики. При этом отмечены отклонения от бюджетного и прочих законодательств, в частности, нет уверенности в показателях по доходам и расходам по отдельным статьям. Например, по формированию статей, связанных с капремонтом в сфере ЖКХ и строительством дорог, было много моментов, которые смутили Дементьева.
Дефицит только растет
Но больше всего не только главу счетной палаты, но и всех повергли в конфуз не просчеты в расчетах, а показатели потенциальных инвестиций. Есть опасение, что заявленные программы, разработанные Правительством, просто не сработают. А сформированы они отчасти из заложенных из бюджета средств, остальное — потенциальные средства пока еще не найденных частных лиц. И может случиться так, что под гарантии или на живые деньги так никого и не появится, но часть заложенного бюджета потратится. А программу свернут, потому что процент реализации мал окажется.
Пока это лишь теория, для предотвращения которой ко второму чтению бюджету было предложено разработать механизмы привлечения внебюджетных источников. Но поможет ли она? Учитывая, что финансирование из федерального центра сократилось в два с лишним раза, это четкий показатель падения доверия к региону. Кроме того, не первый год область не вылезает из ямы. Бюджет сверстали с максимально допустимым уровнем дефицита — 15 %. В связи с чем госдолг на конец 2012 составит 79 %, а 31 декабря 2014 (по плану) — аж 95 %.
Чем будут погашать? Неизвестно. Потому как в 2012 надо еще отдавать федеральные кредиты, в основном взятые на ремонт дорог, а это 600 миллионов рублей. Будет увеличен фонд оплаты труда: на 30 % учителям и на 15 % остальным бюджетникам. А это еще нагрузка в 2 миллиарда рублей. И самое опасное. Все, что дается нам как дотационному региону, мы тратим не на возврат долгов. Уходит финансирование на инфраструктуру. Например, из 1 миллиарда 50 миллионов ушли 700 миллионов на областную больницу, 307 миллионов на Ломоносовскую гимназию, 43 — на поддержку сельского хозяйства. Дефицит растет, а погашать нечем. Область рискует начать жить в статусе «банкрот».
38 голосов за госдолг в 38 миллиардов
Кроме того, много вопросов к работе исполнительной власти. Например, область подписала соглашение о повышении заработной платы учителям до зарплаты средней по экономике. Но средства на эти обещания не заложены в бюджет. При этом на агентство по печати и СМИ (орган пропаганды Правительства области) выделяется примерно та же сумма, что и годом ранее. А это ни много ни мало в районе 140 миллионов рублей. Видимо, тем 14 % живущих за чертой бедности (думается, неофициально их больше) будут елозить отовсюду, как на самом деле хорошо живется у нас.
Учитывая, какой риск лежит на трехлетнем бюджете, если «тряхнет» лесную отрасль, то у нас нет ничего «про запас». А заявленные важные программы зависят от мифического внебюджетного финансирования. До сих пор нет четкой программы социально-экономического развития области, по которой будет конкретно видно и понятно, в каком объеме и на кого рассчитана модернизация инфраструктуры. Учитывая, что в год в среднем из региона переезжает 15 000 человек, на кого ориентироваться?
Если не учитывать отдельные болевые точки, то в целом часть депутатов видит бюджет вполне себе социально ориентированный. Хотя даже у партии власти оказались вопросы к Усачевой. Откуда будем отдавать после 2014 государственный долг в размере 38,5 миллиардов рублей? Как реально контролировать расходы? В исполнение бюджета 2012-13-14 многие просто потеряли веру, молчат, соглашаются и жмут кнопку «за». Единственное, в чем сошлись народные избранники, несмотря на разную партийную принадлежность, так это в недоверии. Все партии и фраки направили в министерство финансов целый талмуд замечаний. На что Елена Усачева, выдержав удар, заявила, что на деле экономическая позиция в Архангельской области стабильная. Есть над чем работать, что радует. В остальном обещала обратить внимание на замечания, пересмотреть, что будет возможно, ко второму чтению исправить ошибки.
В итоге хоть представители партий меньшинства и говорили, что голосовать будут против, законопроект получил 38 голосов «за» в поддержку проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Второе чтение и окончательное утверждение с поправками и озвученными замечаниями состоится в декабре на 27 сессии.
На главном фото замгуба по инфраструктурному развитию Анатолий Кожин осваивает Айпед. Ай, молодец. Тихонько, по-свойски тыкает пальцем в экран яблочного гаджета, запивая успех в освоении планшета напитком из чайного пакетика в пластиковом стакане.