Виновных спрятали от растерзания
В связи с полным провалом по строительству объектов на федеральные и областные средства, а также по предоставлению жилья государственным и муниципальным служащим в работе министерства ожидаются глобальные перемены. Так нам по крайнем мере обещают. Акцент будет сделан не на отдельные субъекты, а системно на весь регион с дальновидной перспективой. Ещё осенью в качестве советника, а ныне уже заместителя губернатора по инфраструктурному развитию был назначен небезызвестный Анатолий Кожин. После появления такого кадра в Правительстве области спустя несколько недель на смену министру строительства Петру Григорьеву был поставлен Александр Грак. Оба заезжие чиновники: первый с Кубани, второй — из Мордовии. Странно, что в самом Архангельске, учитывая, как уезжают массово лучшие специалисты из региона по причине отсутствия перспектив, не нашлось качественного менеджера высшего звена.
Учитывая, что Григорьев ушёл с чёрной репутацией, а у Грака пока никакой не сложилось, то за всех итоги года подводил Кожин. Выступая перед депутатами, он уложился в две минуты, говоря об успехах. А потом честно перешёл к (как он сам мягко обозначил) общим характеристикам строительной области. Объекты в сферах культуры, медицины, спорта, сельском хозяйстве и жилье строятся по 13 программам разного уровня. И везде есть пресловутое «НО» в виде недостроев и срывов сроков.
Жутко затянули с ветеранскими домами и со служебным жильём, где по трети даже аукционы не состоялись, из 12 ФАПов сдано 4, еще по 4‑м завершается строительство, а остальные 4 имеют большие проблемы, из-за чего пришлось снять деньги со строительства двух из них. Недоделаны и ФОКи. Один из таких несчастных объектов — бассейн у стадиона «Труд», который сначала обещали закончить в сентябре, потом, когда вылез на свет скандал с халявно сделанной чашей бассейна и её пришлось демонтировать, сдачу объекта перенесли на конец декабря. Он наступил, и на сессии встал вопрос об изыскании денег на консервацию всего объекта целиком. А по-другому и быть не могло — никакой активности строителей у бассейна не наблюдалось. Заметьте, даже приблизительную дату продолжения работ никто не рискнул озвучить. Итог — деньги не освоены (а это 30 миллионов), сняты из сметы и на следующий год уже не предусмотрены.
Что касается служебного жилья, заказчиком которого выступало Правительство Архангельской области, взят кредит, выделены средства, но ничего не готово, а бюджетники ждут и надеются.
Сдано лишь несколько школ и детских садов, о дикой нехватке которых вам особенно ярко расскажут мамочки. С грохотом провалилась и программа «Родина Ломоносова». По ней так и не закончен в юбилейный год учебно-производственный комбинат в селе Ломоносова. Готовность не больше 70%. Водоочистная станция не до конца сдана в Холмогорском районе. На Ломоносовскую гимназию пришлось потратить больше, чем запланировали, из-за технических неполадок, которые выявили уже после начала работ.
Проблема подобных казусов в том, что неосвоенные средства потом распределяются, как это угодно Правительству. И приходится вновь изыскивать деньги для того же самого недостроенного ранее объекта да ещё и не одного. Либо он остаётся ждать своего часа до лучших времен. В регионе требуется минимум 65 000 квадратных метров жилья. На такое количество никогда не выделят финансирование. О переселении из ветхого жилья и говорить нечего: здесь Архангельский регион опозорился на всю Россию, идя в хвосте списка по реализации программы.
Все плохие, я один хороший
Но замгубернатора Кожин напор выдержал. В конце концов, он же не министр — не ему краснеть. Его-то поставили как раз чтобы изменить ситуацию. И он назвал главные проблемы. Ими оказались: системный кризис, отсутствие схем зонирования, а именно генплана области, кадровая проблема управленцев, закрытая информация, касающаяся земельных отношений, тягучесть решений, нерадивые и проворовавшиеся подрядчики, безответственные главы МО на местах, несчастный Федеральный Закон № 94. И некая доля истины в этом есть, но лишь моментами.
Действительно, распределение бюджета начинается в конце года, далее идёт получение средств, подготовка документации, а это уже весна. Потом подготовка и проведение аукциона. И только в конце лета — начале осени начинается стройка уже к концу отчётного года. Плюс договор с подрядчиком подписывается один, а потом оказывается, что к дому не проведены коммуникации. И приходится строителю волей-неволей тратиться на всю непредусмотренную изначально инфраструктуру, ибо сдать обязаны работающий объект, а не коробку. А такие затраты порой чуть ли не равняются цене строительства самого объекта, получается двойная накладка.
Но что касается генплана, то отмотаем на 4 года назад. Во‑первых, генплан Архангельска вообще-то существует. И приняли его в 2008, когда Президент издал Указ об обеспечении жильём ветеранов. Но почему для них нашлось место только на отшибе? Не говорит ли это о том, что «ручное» выделение земли активно состоялось ещё тогда, так что сейчас особо делить междусобойчиком просто нечего. Так что говорить, что сейчас кто-то как-то себе пытается хорошее местечко выбить, глупо. Уже всё поделено было. Помнится, тогда сам Кожин еще был председателем Архангельского городского Совета депутатов. Поговаривают, что и ТЦ «Центр» вырос в самом центре Архангельска не без его ведома и участия.
По поводу генпланов отдельных МО — идея хорошая для перспективы. Но опять же вспомним утвержденный план Архангельска 2008 года с довольно космическими замашками. Во‑первых, делали его почему-то приглашенные нижегородские специалисты. Примерно как если бы Кожина попросили составить генплан Йоханнесбурга. Почему бы и нет?! Так вот только на разработку проекта генплана, а это всего лишь сотня-другая листов и красивые карты, ушло тогда 8,5 миллионов рублей. На бумагу с наполовину нереальными идеями — 8,5 миллионов рублей. На эти деньги можно сейчас построить треть ФОКа. А тогда и полноценный бы сделали.
Смутила в выступлении Кожина еще и фраза: «Нас не удовлетворяет то, как осваиваются средства федерального и областного бюджета и то, как организовано строительство в Архангельской области». Нас — это кого? И как понимать, что закрыта информация о земельных отношениях? А кто ж её тогда знает, если не чиновники? Может, раз скрывают одни от других, есть на то причины? При такой репутации даже предложение о государственно-частном партнерстве не внушает доверия. Нормальный и ответственный подрядчик пойдет в регион, где есть порядок, а не валят все беды на ФЗ № 94. Кожин хоть и уверил, что выставляются штрафы по каждому несданному объекту и расторгаются договоры, но какой прок простым людям от этого? Когда еще вернутся эти деньги и вернутся ли?! А люди хотят здесь и сейчас учиться, работать, заниматься спортом и просто жить. А в Архангельской области они пока получают вместо крыши и стен халупы и обещания о лучшей жизни. Посмотрим, что изменится в 2013 году.