Проектная мощность — переработка 30 тонн молока в сутки. А в месяц завод может выдавать до 680 тонн готовой молочной продукции. В ассортименте более 30 наименований. И все они вот уже два месяца производятся на новом, суперсовременном, полностью автоматизированном молокозаводе Устьянской перерабатывающей компании с учетом самих строгих требований и стандартов. Никаких добавок, никаких консервантов, только свежее, только натуральное! Но радость открытия нового производства омрачает только неясная перспектива со сбытом продукции. Впрочем, обо всём по порядку.
Дорога длиной в шесть лет
Молокозавод в Шангалах был основан в 1957 году. Понятно, что за прошедшее время он совершенно износился. В 2006 году учредителями было принято решение о масштабной реконструкции предприятия. По сути речь шла о строительстве с нуля нового завода, отвечающего всем стандартам и оборудованного современной техникой для переработки молока. Отметим, хозяева завода — устьянские жители. Можно сказать, что они проявили настоящий патриотизм, не бросив некогда славное предприятие на произвол судьбы, а вложив в дело возрождения молокозавода собственные средства и взятые в банках кредиты. Порядка 100 миллионов рублей было потрачено на строительство завода.
Шесть лет шла реконструкция. За это время инвесторам не раз приходила в голову мысль бросить начатое — экономический кризис и прочие трудности постоянно испытывали предпринимателей на прочность. Но они выстояли и победили — 7 апреля 2012 года состоялась торжественная церемония открытия завода. Позади выматывающий нервы марафон согласований и подключений, ожидания поставок оборудования, его монтаж, настройка и тому подобные мероприятия.
Кстати, на новом молокозаводе установлено только современное отечественное оборудование. Почему не импортное? Всё просто — оно удовлетворяет всем предъявляемым требованиям и соответствует весьма жестким для молочного производства стандартам. В этом устьянские бизнесмены убедились лично, посетив аналогичные заводы в других областях России. Нареканий к технике у коллег не оказалось.
Новый молокозавод полностью обеспечен сырьём местного происхождения. На нём будут перерабатывать продукцию устьянского агрохолдинга, образованного на базе хозяйств «Родина» и «Устьянская» — двух крупных животноводческих комплексов. 30-40 тонн молока в сутки могут производить они! Кстати, сегодня на базе агрофермы «Родина» строится новый комплекс на 2500 голов, который также будет оснащён самым современным оборудованием. На сегодняшний день подведены под крышу коровник и телятник, доильно-молочный блок и родильное отделение, монтируется оборудование. Открытие комплекса намечено на осень 2012 года — делается всё, чтобы молокозавод как можно скорее вышел на расчётную мощность.
Ложка дёгтя в бочке молока
А теперь о проблемах. Точнее, одной самой большой проблеме — сбыте. Беда в том, что молоко и остальная устьянская продукция, завоевавшие признание и высокую репутацию покупателей на юге Архангельской области своим высоким качеством и абсолютно натуральным и экологически чистым составом, представлена на прилавках магазинов северных районов области постольку-поскольку. В Архангельске, Новодвинске и Северодвинске её практически не встретишь. Да, там есть два своих молокозавода, и, казалось бы, с учётом поставок из Вологды рынок забит до отказа. Но это только видимость. На самом деле устьянское молоко будет востребовано и в этих городах. Почему мы в этом не сомневаемся? Потому что предприятие сумело сохранить уникальные рабочие кадры, не растеряло наработанные прошлыми поколениями мастеров секреты производства, а сейчас выпускает продукцию в современной оригинальной упаковке в строгом соответствии с ГОСТом. Что подтверждено постоянным контролем со стороны соответствующих ведомств.
Также не будем забывать, что Устьяны — это юг Архангельской области: самой природой созданные места для молочного животноводства с их буйным разноцветьем сочных трав, растущих на неиспорченных промышленным производством землях и реках. Но пробиться натуральным молочным продуктам из Устьян на северные магазинные полки — всё равно что покорить Эверест. Ни для кого не секрет, что многие молочные комбинаты, удешевляя себестоимость молочной продукции, прибегают к использованию различных растительных жиров, добавок, сухого молоки и прочей химии.
И никто не задумывается, как так происходит, что комбинаты умудряются перерабатывать и изготавливать в разы больше продукции, чем на то имеется молока-сырья. А хозяева торговых сетей (по сути монополизировавшие этот бизнес), в свою очередь, требуют дешевых молочных продуктов, бонусы или обставляют присутствие новых товаров такими условиями, что хоть караул кричи. От самостоятельной доставки по торговым точкам в одно и то же время до требований упасть в цене ниже себестоимости.
Вот и выходит, что вместо честной конкуренции, когда на прилавках остаётся тот, у кого товар вкуснее, натуральнее, свежее и качественнее, получаем совершенно ненормальную ситуацию — в продаже либо бизнес, щедрый на подарки, либо дружественный владельцам торговых площадей, либо ненатуральный продукт со сниженной себестоимостью за счет различных добавок. Молоко и кисломолочные продукты, сыры и прочее — это тот товар, который не может быть невостребованным или наполовину, треть состоять из искусственных компонентов. В конце концов, его же дети пьют!
Здоровый протекционизм
И власть об этом знает. Обо всей парадоксальности ситуации, когда есть товар, но его невозможно продать, предприниматели рассказали губернатору Орлову, приезжавшему на открытие нового молокозавода. Игорь Анатольевич пообещал в сжатые сроки рассмотреть пакет мер по продвижению на рынке местной продукции и вынести этот вопрос на коллегию министерства сельского хозяйства.
А теперь вернёмся к началу статьи, где мы говорили о реконструкции животноводческих хозяйств. Рост поголовья помимо обеспечения сырьём молокозавода позволит в скором времени по полной программе загрузить второе направление деятельности Устьянской перерабатывающей компании — владельца нового молокозавода — увеличить выпуск колбас и мясных деликатесов. И эта продукция тоже будет нуждаться в гарантированном сбыте. Круг замкнулся.
Важно понимать, что новое мясо-молочное производство в Устьянах — это более 120 гарантированных рабочих мест в градообразующем предприятии. А это решение проблемы безработицы, налоговые поступления в бюджеты всех уровней — выполнение социальных и прочих обязательств. Думается, продолжать дальше ассоциативный ряд нет смысла. И так понятно, что без таких местных производств область никогда не выберется из финансовой пропасти и будет обречена на медленное, но верное вымирание и переселение жителей в те регионы, где поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется на деле, а не на словах.