Когда разговор заходит о дорожном коллапсе, невольно вспоминается Азия. Там мне приходилось видеть и платные дороги, и скоростные трассы Бангкока...
Прикиньте, уже пятый уровень возводят... Это где-то на уровне 30‑х этажей эпатажных тайских небоскрёбов! Здорово втопить в небо, летя по дорожной глади под 150 км/ч. И никакого ущерба архитектуре, наследию и даже хижинкам местных бедняков. И почти нет ДТП...
А примером многоэтажных паркингов является Сингапур. Гигантский мегаполис пересекается на авто минут за сорок! Город-государство живёт совсем без пробок. Обочины чистые... Там есть многоэтажные паркинги — высотой в 20-30 этажей. Цифровые табло извещают обо всём: например, есть ли места и на каком уровне.
Невредно, согласитесь помечтать, глядя на снимки...
Понятно, нам до этого далеко. Возможно, будучи на пенсии, я и увижу в Архангельске трехэтажные трассы. А пока мы обсуждаем первый шаг — строительство многоэтажного паркинга на пл. Ленина.
О возможности строительства многоуровневого паркинга в центре Архангельска мы беседуем с директором фирмы «Граунд-Девелопмент» Андреем Реминским.
Реминский: С начала 2000‑х годов в городе резко возросло количество частного автотранспорта. Примерно к 2005 году стало понятно, что образовалась критическая ситуация с парковками, с дорогами, с развязками.
Тогда же на совещаниях в мэрии эти вопросы обсуждались. Собрания проходили в присутствии представителей ГИБДД, глав округов, специалистов управления дорог и мостов и т. д. В результате было принято решение разработать программу по предупреждению ситуации и решению этого вопроса.
В рамках этого решения были выделены земельные участки под строительство многоэтажных парковок. Мы не первые, кто пошёл по этому пути. Аналогичные примеры есть и в Европе, и в российских городах. Разница лишь в том, что у них этот процесс произошёл гораздо раньше — лет 20-30 назад.
По данному участку решение было принято в 2007 году. Затем какое-то время ушло на сбор и оформление документации. Далее, к сожалению, в строительную индустрию вмешался кризис, поэтому срок немного затянулся.
«ЭС»: То есть проект попал в «долгий ящик»?
Реминский: В 2010 году документы все-таки были подписаны. Но в 2007 году казалось, что количество парковочных мест на этом участке достаточно увеличить всего в двое, поэтому решили сделать один заглубленный этаж на 60-70 машиномест и на его кровле (примерно на том уровне, где сейчас парковка находится) сделать ещё один этаж примерно на столько же машиномест. То есть в итоге после реализации проекта должна была получиться парковка на 120-150 машиномест.
«ЭС»: Извините, но на дворе уже 2012 год...
Реминский: Да, с 2007 года прошло 5 лет, и стало понятно, что данное решение коренным образом не изменит ситуацию, поскольку машин за эти годы стало в несколько раз больше. Тогда и появилась идея, которую поддержали чиновники мэрии и главный архитектор в том числе. А именно, решено увеличить ещё в два раза количество машиномест на данном участке, чтобы на перспективу иметь небольшой запас.
Да и сегодня ситуация показывает, что все эти места будут востребованы. Ведь ближайшие общественные стоянки находятся лишь у Универмага и гостиницы «Двина». Там тоже все до упора забивается. А ближе просто ничего другого нет. Только это место получается.
И если в настоящий момент мы не предпримем никаких мер по решению данной проблемы, то недалеко то время, когда мы не только не в состоянии будем найти место для парковки, но и проехать не сможем. То есть фактически центральная часть города встанет.
А ведь здесь находятся администрация области, областная дума, городская дума, мэрия города Архангельска, государственный банк и деловой центр — «высотка», куда тоже прибывает масса транспорта. Кроме того, парковки у торговых центров на ул. Воскресенской («Орбита», «Ткани») тоже уже недостаточны и не могут вместить весь прибывающий транспорт. Таким образом, строительство паркинга в шаговой доступности смогло бы разгрузить огромный транспортный узел.
Думаю, это будет не единственная парковка. По примеру этого проекта будем строить паркинги и в других сложных местах, пытаясь решить транспортную проблему.
«ЭС»: Вы уверены, что при строительстве паркинга не «поедут» стоящие рядом учреждения и жилые дома?
Реминский: В принципе действия по строительству согласованы с государственными органами, самими учреждениями, заинтересованными организациями, и все официальные бумаги на строительство у нас собраны. Проведены общественные слушания.
Теперь мы ожидаем распоряжения мэрии города об изменении вида разрешённого использования земельного участка, после чего начнём проектирование и строительство.
«ЭС»: Вероятно, что постройка паркинга поможет решить проблему. Однако во время строительства водители будут испытывать ещё большие неудобства с парковой. Сколько времени вам понадобится, чтобы построить паркинг?
Реминский: Полагаю, что проектирование займёт около года. То есть если сейчас мы получим «добро», строительство начнётся весной 2013 года.
Для строительства выбрана наиболее быстрая технология: подземная часть — монолит, наземная часть — сборный каркас. Каркас будет либо монолитный, либо железобетонный, либо из металлоконструкций — это мы уже будем согласовывать с главным архитектором города.
К тому же мы отдаём себе отчёт, что место очень ответвленное, и данная конструкция не должна уродовать архитектуру города. Но в любом случае, все строительство займёт не более одного года.
«ЭС»: Я понимаю, что данное строительство решает социальную проблему. Но не получится ли так, что места в паркинге будут отданы чиновникам и VIP-персонам, а простым смертным просто негде будет припарковаться?
Реминский: Я замечу, что чиновники у нас усиленно стараются вести себя как простые смертные, поэтому не думаю, что будут подписаны какие-то официальные документы, закрепляющие места за мэрией города.
Кстати, у мэрии ситуация более-менее благополучная, так как они огородили свою стоянку шлагбаумом и забором. Туда может проехать только обладатель пульта, который открывает шлагбаум. То есть чиновники мэрии не составят конкуренции местным жителям.
К тому же условия хранения транспорта на данной автостоянке будут общегородские. К примеру, если сегодня хранение автомобиля на стоянке в течение месяца стоит примерно 1 500 рублей, то и в этом паркинге цены не будут превышать городские нормы.
Думаю, мы разработаем систему абонементов со скидками на длительный срок. И один из этажей будет отдан на дневное хранение. В том случае, если человек приехал сюда по делам на час/полтора, он будет платить только за это время. Ещё раз повторюсь, что мы не изобретаем велосипед — эта известная практика действует во многих городах.
Р.S. Работая над материалом, мы также обратились с предложением ответить на наши вопросы главному архитектору города, главам Октябрьского и Ломоносовского округов и представителям ГИБДД. Реминский оказался оперативнее других. Позицию остальных вы можете узнать в ближайшее время на сайте ИА «Эхо СЕВЕРА».
Олег Плахин специально для ИА «ЭХо СЕВЕРА»
На фото: Сингапур: снимок с фуникулёра, на остров Сантория – внизу многоуровневый паркинг