5 сентября — ни на одном из них к работам даже не приступали. «Правда Северо-Запада» провела журналистское расследование и установила причину этого вопиющего бардака.
Фатальный аукцион
Аукцион на выполнение функций заказчика по ремонту дворов и внутриквартальных проездов мэрией Архангельска был объявлен и проведён ещё весной. Также заранее был сформирован и перечень подлежащих ремонту объектов, заложено финансирование. Конкурс выиграла фирма «РСК «Санел». 10 мая с ней был заключён контракт, согласно которому до 1 июня коммерсанты должны были объехать все дворы, составить перечень работ с указанием их объёма и сметную документацию. Следующим шагом должен был быть аукцион на проведение самого ремонта. Но «Санел» своих обязательств не выполнил. Вообще никак, ни по одному двору.
До июля «Санел» демонстрировал бурную деятельность, а потом «умыл руки». Управлению дорог и мостов мэрии Архангельска пришлось самостоятельно готовить документацию для потенциальных подрядчиков. Итог — аукционы были объявлены, грубо говоря, неделю назад. И если они пройдут нормально, то есть их результаты устроят всех претендентов на муниципальный контракт, не будет обжалования в УФАС и т. п., то реально к работам приступят лишь в середине сентября.
Успеть за 30 дней
И времени у дорожников на всё про всё будет лишь месяц. В принципе, срок достаточный, чтобы «закатать в асфальт» 31 объект. Но здесь уместно вспомнить, что сентябрь-октябрь в Архангельске — это совсем не то же самое, как в Турции. У нас в это время дожди запросто могут зарядить на неделю, а то и больше. Соответственно, если погода раскапризничается, на ремонт будет от силы дней двадцать. То есть повезёт не всем.
И обязаны этим «счастьем» жильцы стоящих в лужах домов будут фирме «Санел», которая неизвестно откуда взялась и непонятно зачем заявилась на конкурс. Всё, что о ней известно, так это то, что она новорожденное дитя архангельского бизнеса, родители которого — весьма авторитетные в определённых кругах люди.
Вот так совершенно на ровном месте «забуксовала» в этом году реализуемая с 2009 года целевая программа ремонта дворов и внутриквартальных проездов. И всё благодаря тому, что есть такой федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Большого ума, видно, были его разработчики, раз основополагающим условием победы в конкурсах сделали наименьшую цену.
Шарашкин парад
Вот и оказалось, что любой хитрован, не имея за душой ничего кроме желания взять в руки бюджетные денежки, может смело заявляться на любой аукцион. И даже если члены конкурсной комиссии на все 100% будут знать, что претендент только вчера зарегистрировался, что ни опыта, ни людей, ни техники у него нет, то они всё равно не вправе не допустить его до процедуры торгов.
Аналогичная история случилась и с ремонтом дорог. В этом сезоне из-за скудности финансирования (федеральный бюджет — 0, областной и городской наскребли немного) деньги были выделены всего на три объекта: участок улицы Петрова (от улицы Маслова до причала), улицу Октябрьскую, проспект Советских космонавтов (от улицы Розы Люксембург до Поморской) и оборудование заездного кармана для автобусов при подъёме на Кузнечевский мост со стороны Соломбалы.
Результаты аукциона: улица Петрова и заездной карман — «Агсум», улица Октябрьская — фирма «Орион». Результаты работы: «Агсум» свою задачу выполнил, а «Орион», который должен был отрапортовать о сделанной работе в августе, к работам не приступал вообще. Он просто пропал. Одно радует — сейчас никаких авансов подрядчикам не перечисляется. Сначала вложите свои денежки, сделайте то, за что взялись, а потом расчёт.
«Орион» пытался спрятать свою несостоятельность (в том, что фирма практически один в один типичная «однодневка», сомнений почти не осталось) и не придумал ничего умнее, как найти субподрядчика — сделать свою работу чужими руками. В числе прочих «Орион» сделал заход и в «Агсум», но там горе-бизнесменам отказали категорически.
Типичная весьма похожая на жульничество тактика, но противопоставить ей нечего — перечитайте абзац про ФЗ‑94. А самое паршивое в том, что разорвать невыполненный контракт можно только в суде. А это дело небыстрое. Добавьте к этому новые конкурсные процедуры, и станет понятно, что в этом году на улице Октябрьской не стоит ждать дорожно-ремонтную технику. Максимум — ямочный ремонт.
Заливает вода, заливает
Ещё одной нерешённой дорожной проблемой была и остаётся дренажно-ливневая канализация. Точнее, почти полное её отсутствие. Примечательно, что все, от рядовых водителей до чиновников и депутатов, понимают, что стоящая на дороге вода резко сокращает срок службы асфальта. И попытки исправить ситуацию предпринимались. Например, депутаты АрхГорДумы пытались принять отдельную долгосрочную программу по ремонту/реконструкции ливнёвки.
Но не срослось из-за недостатка финансов — нужно понимать, что приведение системы в порядок — это не просто выкопать канаву, поменять трубы и люки, прочистить колодцы и выпуски. Это равносильно строительству новой дороги. Причём придётся закрывать всякое движение целыми кварталами. А делать ежегодно по нескольку десятков метров — это то же самое, как наполнять водой 3‑литровую банку пипеткой.
Тем не менее, это не означает, что в Архангельске так и будут продолжать тупо класть асфальт на растерзание дождям и снегопадам. Алгоритм решения проблемы таков: полностью перекладывать дренажно-ливневую канализацию при капитальном строительстве. А потом к ней подключать отремонтированные сети от поперечных улиц. Так, как это делается сегодня на улице Выучейского.
Кроме того, для поддержания в работоспособном состоянии существующей дренажной системы рассматривается вопрос о введении платы с предприятий и организаций за сбросы ливневых стоков. Это позволит обеспечить финансирование регулярного ремонта «ливнёвки».
Ложка мёда в бочке дёгтя
Суперпроект по строительству дороги на улице Выучейского, призванный связать набережную с улицей Воскресенской у АГКЦ, выполняется по графику и в полном объёме. Напомним, срок прокладки новой автотрассы определён в два года. В 2012 году на участке от проспекта Ломоносова до Обводного канала мы получим выполненные земляные работы, перекладку подземных коммуникаций и укладку нижних слоёв дорожной одежды.
Разочаруем автомобилистов — зимой по укатанному снегу здесь движение открыто не будет. Впрочем, осталось потерпеть всего год — осенью 2013‑го четырёхполосная дорога с тротуарами, автобусными остановками и освещением будет полностью готова.
Кроме того, городские власти обещают, что полотно новой дороги вопреки «традиции» «вскрывать» свежеуложенный асфальт для подключения каких-либо объектов и выполнения ремонтных работ на коммунальных коммуникациях не будет через год-два после открытия трассы запятнано заплатами. Следующий масштабный по затратам и объёму запланированный объект — продолжение Московского проспекта.
«Правда Северо-Запада», 5 сентября 2012 г.