Скептицизм неуместен
Первый участок от Морского проспекта до улицы Портовой был сдан в ноябре 2011 года. 18 сентября 2012 года собираются запустить движение второй очереди – от Портовой до проспекта Беломорского. А в середине ноября должен прозвучать финальный аккорд – на этот срок намечено начало эксплуатации третьего участка – от Беломорского проспекта до Узлового проезда (АЗС «Роснефть»). Таким образом, всё находящееся в черте города некогда разбитое донельзя Архангельское шоссе преобразится в современную четырёхполосную на всём протяжении автомагистраль с разметкой, разделительной полосой, новой «ливнёвкой» и прочими сетями, пешеходными переходами, благоустроенными обочинами, светофорами и новыми яркими фонарями.
А поворот на остров Ягры станет менее аварийным – светофорное регулирование транспортного потока уступит место удобной и бесконфликтной (если соблюдать Правила дорожного движения) круговой развязке, именуемой в просторечии «шайбой». Её контуры видны уже сейчас. Здесь начата укладка нижнего слоя дорожной одежды. В перспективе она вместе со строго функциональным значением (распределение транспортных потоков и сокращение числа ДТП) запросто может нести и чисто эстетическую функцию – почему бы не установить некую скульптурную композицию, не разбить художественную цветочную композицию…
Необходимо отметить, что первоначально в планах не было ремонта участка шоссе от проспекта Беломорского до поворота на Ягры. Комиссия сочла, что он вполне ещё послужит в том виде, в каком пребывал. Спорный вывод – автомобилисты помнят, как напрягали их ямы и уже видимая колейность. Да и с точки зрения здравого смысла зачем оставлять в середине только что сделанной дороги обветшалый кусок полотна? Чтобы через год-другой опять создать проблемы для автовладельцев, перекрыв движение?
Взвесив все «за» и «против», Михаил Гмырин обратился к депутатскому корпусу с предложением провести ремонт не вошедшего в план реконструкции участка за счёт средств, сэкономленных при проведении аукционов на выполнение работ на первой и второй очередях реконструкции. И, несмотря на противодействие части депутатов ГорСовета, сумел доказать необходимость проведения реконструкции на всём протяжении шоссе в едином стиле. В июле 2012 года работы были завершены.
Деньги и не только
Общая стоимость реконструкции на всех участках составила более одного миллиарда рублей. Любители арифметики уже, наверное схватили калькуляторы, чтобы подсчитать, сколько стоил один метр дороги. Не трудитесь, он обошёлся в 151 тысячу 131 рубль. А теперь для тех, кто уже готов вопить «Дорого!» или «Сколько «откатили?», поясняем: в общую стоимость контрактов вошли ВСЕ работы. От разработки проектной документации до укладки всех слоёв асфальта, бордюрного камня, монтажа световых опор с прокладкой электросетей и т. п. Только дилетант считает, что реконструкция – это всего лишь замена старого асфальта на новый с установкой новых знаков.
Титаническая работа была проведена на обустройстве всей инфраструктуры. В частности, при перекладке подземных коммуникаций, которые не менялись с момента постройки Архангельского шоссе. Попробуйте представить, что такое заменить несколько трубопроводов на протяжении почти семи километров и на глубине от метра до четырёх. Плюс колодцы, коллекторы и т. д. И ещё один нюанс: это только на схемах всё ясно и понятно. А стоит начать рыть, и диву даёшься, сколько неучтённых ни в каких документах труб обнаруживается.
И только в самом конце, на завершающей стадии, укладывается щебёночно-мастичный асфальтобетон. Эта технология позволяет сделать дорожное полотно долговечным и практически неуязвимым для воды. Влага, а у нас её более чем достаточно, не просачивается через «поры» внутрь и не разрывает асфальтобетон при многократных морозах-оттепелях.
Начало большого пути
Одним словом, таких объёмов дорожных работ в Северодвинске не было очень давно. Или, что не исключено, не было никогда. Но это, как рассказал нам Александр Бизюков, начальник Управления строительства и архитектуры администрации Северодвинска, только первый этап реализации амбициозного, но жизненно необходимого и вполне реального плана строительства единого транспортного кольца вокруг Северодвинска. Дальнейшие дорожно-строительные работы должны развернуться от Морского проспекта по проспекту Победы, улицам Юбилейной и Окружной. К 15 сентября должна быть готова проектно-сметная документация по реконструкции Ягринского шоссе от Архангельского шоссе до улицы Октябрьской, включая мост.
И этот план не пиар мэра Гмырина, не прихоть, а насущная потребность. И прежде всего в силу того обстоятельства, что уже сегодня в Северодвинске почти 60 тысяч автомобилей. И с каждым годом их будет больше. Будет транспортное кольцо с удобными въездами/выездами в город – меньше будет пробок и хаоса. Да, на реализацию идеи потребуются огромные средства. Но для того и придумана программа развития Северодвинска как моногорода (по ней, кстати, Федерация профинансировала реконструкцию Архангельского шоссе) и нужны банки, чтобы мечта стала явью.
Андрей Мирошников специально для "ЭС"