Скромный начальник горздрава Северодвинска Лариса Меньшикова, волею случая и экс-губернатора Михальчука (имевшего, как известно, большую тягу к медицине, чуть не кончившуюся приватизацией 1-й городской больницы Архангельска) вознесенная в кресло областного министра здравоохранения, уже становилась «героем» публикаций «Эха Севера».
Чем дальше, тем больше сомнений в способности министра адекватно воспринимать происходящее в сфере, которой она призвана руководить. Об этом свидетельствуют прошедшие в областном Собрании слушания по законопроекту «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Суть предложенного областным министерством здравоохранения проекта незамысловата: в очередной раз муниципалов пытаются «обуть» на сотни миллионов рублей.
Область в очередной раз пытается переложить на муниципалитеты свои полномочия, не подкрепляя их деньгами. А это уже нарушение федерального закона.
У всех еще в памяти эпопея с передачей учреждения здравоохранения в областную собственность. Тогда только Архангельск лишился более 300 млн. рублей, которые неправомерно были изъяты из городского бюджета якобы для финансирования здравоохранения.
Арифметика была простая: в год город тратил на свои больницы и поликлиники 800 млн. рублей, а при их передаче в область лишился более 1,1 млрд. рублей. При этом области досталась уникальная 1-я городская больница с кардиологическим и сосудистыми центрами, 4-я больница с новой построенной городом детской поликлиникой, 7-я больница с полностью отремонтированным педиатрическим отделением…
Сколько стоит одно недвижимое имущество, можно прикинуть, исходя из того, что материальные активы только 1-й ГКБ оценивались в 1,5 млрд. рублей.
Тогда вновь назначенный областной министр Лариса Меньшикова клятвенно обещала, что для архангелогородцев ничего не изменится: они будут лечиться там же, а условия оказания медпомощи даже улучшатся. Немерено было обещаний врачам и медсестрам — и повышение зарплаты, и сохранение всех льгот, которые предоставлял медработникам бюджет Архангельска, и служебное жилье.
Все это так и осталось словами. Более того, областное министерство под руководством Меньшиковой оказалось не в состоянии регулировать потоки больных в областном центре.
Зайдите в любую поликлинику — в очередях наряду с архангелогородцами сидят жители Заостровья, Рикасихи, а порой и Новодвинска. Невнятные объяснения министерства про право граждан выбирать учреждение по медполису — лишь свидетельство управленческой импотенции министерства. А ведь горожанам обещали: больницы будут работать для вас.
Но теперь Меньшикова хочет, чтобы горожане работали на нее и ее министерство. Чтобы за счет наших с вами налогов, которые должны пойти на ремонт дворов, строительство детсадов, наконец, на завершение ремонта здания под приют для собак, чтобы на наши налоги содержались областные учреждения здравоохранения.
ИТАК, прожект Меньшиковой по «обуванию» муниципалитетов области видится наполненным нижеследующим контентом:
Первое. По всей видимости, в планах у Меньшиковой установить льготы по местным налогам для медицинских организаций Архангельской области, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. Но позвольте, по закону о местном самоуправлении органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают (или не устанавливают) налоговые льготы.
Обязанность установить налоговые льготы не может быть возложена на органы местного самоуправления законом. Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности. Получается, проект Меньшиковой прямо нарушает законы РФ.
Второе. Меньшикова, судя по заявлениям областного Правительства, возжелала, чтобы государственным медицинским организациям Архангельской области безвозмездно предоставлялось муниципальное имущество. Видимо, уже полученного мало. Но областным законом не может быть установлена обязанность для муниципалитетов безвозмездно предоставлять свое имущество государственным медицинским организациям. Это противоречит Гражданскому кодексу РФ, понятию свободы договора и общим принципам гражданского права.
Третье. Меньшикова желает возложить на муниципалитеты организацию обеспечения коммунальными услугами государственных медицинских организаций Архангельской области, в том числе путем создания и развития инженерной и коммунальной инфраструктуры. Но по 131-му федеральному закону к вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения топливом населения. Организация обеспечения коммунальными услугами государственных медицинских организаций данным законом не предусмотрена.
Четвертое. Облздрав пытается повесить на муниципалов организацию благоустройства территорий, прилегающих к государственным медицинским организациям Архангельской области. Но по действующим в Архангельске правилам благоустройства и озеленения это прямая обязанность юридических лиц, за которыми закреплена соотвествующая территория.
Пятое. Создание условий для обеспечения услугами связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи медицинским работникам. Ни то ни другое не предусмотрено ни одним федеральным законом.
И наконец, шестое и особо циничное. Меньшикова не постеснялась предложить муниципалитетам взять на себя обязанность, цитируем: «по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения паталогоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и похоронного содержания». Сие не предусмотрено ни одним федеральным законом.
По самым скромным подсчетам только Архангельску для удовлетворения аппетитов облздрава потребуется больше сотни миллионов рублей. Собственно на это и указали на слушаниях в облсобрании депутаты от Архангельска, в частности, Виктор Заря.
В ответ прозвучало объяснение, лежащее за гранью не только правового поля, но и здравого смысла. Министр Меньшикова сказала, что данные нормы закона будут носить «рекомендательный» характер. Получается, министр, управляющий ВСЕМ областным здравоохранением, сферой, ответственной за ЖИЗНЬ жителей области, не понимает элементарных вещей, известных не только первокурснику юрфака, но и школьнику: закон не может носить рекомендательный характер, это юридический оксюморон.
Но Меньшикову, похоже, это не смущает. Министерство вместо конструктивного диалога с представителями муниципалитета (которых на слушаниях просто не было) в очередной раз поставило под удар врачей. Не шибко разбирающиеся в юридических тонкостях и потрясенные только что вынесенным приговором их коллеге Андрею Березину главврачи не могли возразить настойчивой мадам-министерше.
Только вот все чаще в больницах и поликлиниках Архангельска слышны ностальгические слова: «А вот когда мы были городскими…» Да, были, получали надбавки к зарплате из городского бюджета, средства на закупку оборудования, да и просто знали, что свои, что город в беде не бросит. А теперь, став государственными, учреждения здравоохранения вынуждены выстраиваться в очередь у парадного подъезда "дома за оленем", ожидая решения свой судьбы от вовсе не государственных людей.