Завтра в Архангельске +10°C Северодвинске +10°C Онеге +9°C Вельске +7°C Мирном +7°C Шенкурске +11°C Яренске +10°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, суббота, 18.05.2024 07:01
Электронный мега-мозг

Электронный мега-мозг

15.01.2013, 08:36
«Нордавиа» совершила информационно-технологический прорыв в будущее.

Олег Плахин, заместитель главного редактора «Правды Северо-Запада»
_________________________________________________________________

 

Центр Обработки Данных, открытый намедни в авиакомпании «Нордавиа», внешне воспринимается как два-три огромных ящика, начиненных непонятной электронникой. На самом деле это настолько прорывная система, что способна заменить собой одновременно 10 специалистов высокого класса. И это не говоря о времени и деньгах, которое ЦОД экономит при выполнении работы.

Более того, данная система позволяет буквально в онлайн-режиме наблюдать состояние всех самолетов авиакомпании. Какой где летит, какой когда завершил рейс, какому сколько осталось времени до посадки. Также можно наблюдать все параметры любого рейса: информацию о командире и экипаже корабля, сколько пассажиров на рейсе, каков объем багажа и т.д.

Заметим, что авиакомпания «Нордавиа» по итогам 2012 года является лидером в регулярности авиаперевозок среди пассажирских авиакомпаний России. Одной из важнейших составляющих этого успеха является эффективное взаимодействие всех подразделений авиакомпании, участвующих в организации и обеспечении перевозок, планировании маршрутов, техническом обслуживании и летной работе.

Без налаженной современной системы управления, включающего в себя постоянный мониторинг, контроль и учет, вопросы обеспечения отлаженного сотрудничества всех участников столь высокотехнологичного производства, как авиационные перевозки, представить эту отрасль сегодня просто невозможно. Ключевую роль в этом играет решение задач по автоматизации управления. С этой точки зрения «Нордавиа» по праву относит себя к передовым современным компаниям. Автоматизацией управления в авиакомпании целенаправленно занимаются с конца прошлого века, ее IT-специалисты всегда в фарватере новейших технологий в вопросах программного обеспечения управленческих процессов.

Одним из знаковых достижений завершившегося 2012 года в направлении развития информационных технологий в «Нордавиа» стало открытие собственного Центра Обработки Данных (ЦОД). Что это значит для компании, в чем существенное отличие ЦОД от обычной «серверной», рассказал директор Департамента информационных технологий и связи Игорь Наволоцкий.

— Главное отличие в том, что ЦОД — это не просто помещение с «железными ящиками», серверами. Во-первых, это аппаратура новейшего класса и уровня. Наши серверы, которыми мы пользовались до сегодняшнего времени, возможно, и могли бы представлять интерес для предприятий с меньшей «информационно-технологической нагрузкой», но для нас они невозвратно устарели.

Во-вторых, ЦОД — это развитая инфраструктура, обеспечивающая защищенный доступ к информации, хранение и передачу информации, взаимодействие между информационными сервисами, бесперебойное функционирование предприятия.

И, наконец, в-третьих, ЦОД обладает значительно более высокой степенью защиты, чем обычные серверы. ЦОД «Нордавиа» имеет возможность автономного энергообеспечения, и теперь мы избавлены от перепадов напряжения, отключения электроснабжения, которые, к сожалению, нередки и влекут за собой потерю оперативной информации. В авиационном бизнесе это архиважный фактор, могущий существенно нарушить текущие производственные процессы.

Несколько слов о технической реализации ЦОД. Наша компания отказалась от классической схемы построения и развития ЦОД, в которой каждому сервису или группе сервисов выделяется персональный физический сервер, в пользу использования технологии виртуализации серверов Microsoft Hyper-V. Данная технология все больше и больше проникает в ЦОДы крупнейших компаний за счет множественных плюсов, таких как: практически неограниченная производительность и масштабируемость, централизованное управление инфраструктурой, высокая надежность и отказоустойчивость, а также значительная экономия инвестиций и потребляемой электроэнергии.

В качестве платформы производственных сервисов используются виртуальные машины с операционными системами Microsoft Windows Server 2008/2012. Виртуализация этих серверов построена на базе отказоустойчивого кластера Microsoft Windows Server 2012 Datacenter, который, в свою очередь, работает на мощных серверах IBM System X с большим количеством процессорных ядер и оперативной памяти. Высокопроизводительная и высоконадежная система хранения данных IBM System Storage подключена к серверам кластера по скоростным интерфейсам Fibre Channel. Коммутационная часть инфраструктуры ЦОД построена на коммутаторах и маршрутизаторах Cisco, HP, D-Link работающих как на «классических» скоростях 1 ГБ/с так и на высокоскоростных 10 ГБ/с . Также можем «похвастаться» внедренной системой мониторинга и управления Microsoft System Center 2012, которая представляет из себя комплекс сервисов по поддержанию инфраструктуры ЦОД в актуальном рабочем состоянии и значительно повышает использование ресурсов системных администраторов за счет централизованного администрирования.

— Игорь Геннадьевич, Вы упомянули о программных сервисах, используемых «Нордавиа» для эффективного управления. Можно конкретизировать, о чем идет речь?

— Большинство используемых нами программ носят специфический характер и связаны с управлением именно авиационным бизнесом. Начну с современной программы «Эрлан-2». Она используется при планировании и контроле процессов, связанных с технической эксплуатацией воздушных судов. Данная программа позволяет обеспечивать практически весь спектр вопросов, связанных с этим направлением, в том числе вести и автоматизировать обработку «электронных формуляров» ВС; вести учет наличия, поступления и расхода изделий, получение информации по текущему состоянию авиационной техники и многое другое. Таким образом, бесперебойное техническое обслуживание парка воздушных судов «Нордавиа», оперативное отслеживание его состояния, поставка запчастей — основа безопасности полетов, и «Эрлан-2» помогает поддерживать ее на высочайшем уровне.

Программа Meridian обеспечивает процессы, связанные с планированием и оперативным управлением полетами. Здесь и ведение суточного плана полетов, ведение расписания, и оперативное управление полетами, и планирование и управление летной работой. Без использования данной программы невозможны работа таких подразделений авиакомпании, как Летный комплекс, Центр управления полетами. Кроме этого, данные из системы Meridian используются при мониторинге средней загрузки рейсов — основного показателя для планирования доходов.

При этом в информационно-технологическом активе предприятия есть и специальные программы, поддерживающие процессы, связанные с учетом и контролем продаж, доходов и расходов предприятия, а также финансовый анализ от основной деятельности. Это Asia-Next и Mars.

Учет ресурсов предприятия ведется на основе ERP-системы (управление ресурсами предприятия) Microsoft Navision. В едином программном продукте осуществляется бухгалтерский учет, финансовый учет и бюджетирование, управленческий учет, кадровый учет и управление персоналом.

На предприятии налажен электронный документооборот. В электронном виде ведется учет и согласование договоров, хранятся и распространяются стандарты и документированные процедуры Менеджмента Качества. Основой для поддержки данного направления являются программы Lotus Notes и SharePoint.

В «Нордавиа» созданы и эффективно используются интернет-платформы как для внешних потребителей, так и для обеспечения внутрикорпоративных коммуникаций. Речь идет о сайте компании, где размещается вся актуальная информация для пассажиров, ведутся электронные продажи авиабилетов. По посещаемости и постоянному росту электронных продаж мы видим, как неуклонно растет «популярность» нашего сайта, что, безусловно, увеличивает нагрузку на «движок» (программное обеспечение) и требует постоянного, можно сказать, неусыпного администрирования. Поэтому размещение нашего сайта у себя — очень важный аспект поддержки на высоком уровне современного информационного сервиса для наших пассажиров.

Что касается внутренней интернет-платформы — экстранет — то это предмет нашей особой гордости. Корпоративный портал «Нордавиа» на сегодняшний день находится на «рабочем столе» компьютера каждого сотрудника компании. В «границах» портала решается большинство вопросов текущего управления, размещается оперативная информация производственных совещаний и групп, образцы бланков и документов кадрового учета, важная внутренняя документация, формируются заявки для различных подразделений, ведется учет исполнительской дисциплины и многое другое. Мы сегодня достигли такого уровня автоматизации, когда любой работник авиакомпании, приступая к исполнению своих обязанностей, автоматически, исходя из функционала и имеющихся разрешений, получает не только электронную почту, но и доступ к определенным информационным разделам на внутренней интернет-платформе и к сервисным программам, которые он будет использовать в своей работе.

— Игорь Геннадьевич, слушая Ваc, понимаешь насколько же высоким уровнем должны обладать IT-специалисты авиакомпании, чтобы поддерживать и развивать такую мощную информационно-технологическую структуру.

— Безусловно. Наши системные администраторы, программисты, эксплуатационщики — специалисты высочайшего класса. Не ошибусь, назвав их уникальными. Перечислять их знания и навыки не стану, но обращу внимание на еще одну, на мой взгляд, очень важную деталь. Любая информационно-технологическая система ничто, если нет пользователей, или люди пользуются ее возможностями неграмотно. У нас в авиакомпании практически каждый работник — в той или иной степени продвинутый пользователь и владеет как минимум 2-3 сервисными программами, активно используя их в работе. Этому, Вы сами понимаете, людей необходимо постоянно учить, консультировать при возникновении сложных ситуаций или элементарного непонимания, обеспечивать надежное состояние эксплуатируемой компьютерной и оргтехники. Без коммуникативных способностей со стороны IT-специалистов в этих вопросах не обойтись. В этом смысле работники ДИТиС «Нордавиа» — это не просто узкие специалисты, но и консультанты-практики. А это, согласитесь, очень дорогого стоит.

"Шаманинские" в цифрах"Шаманинские" в цифрах
ИА "Эхо СЕВЕРА" запросило эксклюзивную статистику по делу "Шаманинских". И это впечатляет...
Ничего лишнего — платить больше не придётся…Ничего лишнего — платить больше не придётся…
С 1 января 2017 года жители многоквартирных домов получат новые квитанции за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с последними требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Разъяснения Председателя комитета областного Собрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству Андрея Аннина…
Нерадивый полицейский из Архангельска пойдёт под суд
Архангельская область: мэр Северодвинска Гмырин поручил обратить внимание на предупреждение детского травматизма
Кадровые загогулины. Евменов стал руководителем аппарата мэрии Архангельска, а минсельхоз обезглавили
Лидер архангельских профсоюзов Сафонова о сокращении фондов оплаты труда: «Профсоюзы не приветствуют подобное развитие событий»
Архангельский "Водоканал": одно починили - другое сломали
Житель Архангельска погиб во время пожара в автомобиле «Volkswagen Golf»
В «УЛК» за 2016 год объем распиловки древесины составил 507 тысяч кубических метров
Архангельск. ООО «ВМП» оштрафовано на 1 млн руб за дачу взятки экс-полицейскому Филатову
Архангельская область получит 7, 5 млн рублей на сельские дома культуры и 8,2 млн – на театры в Котласе и Северодвинске
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24
Создатель проекта — Илья Азовский
Контакт с редакцией — muhomor-pr@yandex.ru

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSS Мобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле
закрыть
закрыть
закрыть
Войти

Логин

Пароль

забыли пароль?

Войти при помощи