Всё, что историческое, материальное и памятное — всё это в достойном состоянии, облагорожено и за всем тщательный уход. Так, в будний день, летом, без подходящего случая, без повода и интереса я увидел в Шенкурске свежие цветы у всех памятников и у всех памятных досок.
На главной шенкурской улице, за зданием местного музея, стоит малоприметный деревянный двенадцатиквартирный жилой дом. Разумеется, по шенкурской традиции всё вокруг благоустроено, чисто и с очень обихоженными палисадниками.
Вот там-то я и увидел памятную доску Надежде Григорьевне Смирновой — культовому персонажу культурной истории края, лицу местного народного хора, первому художественному руководителю Шенкурского народного хора.
Дальше были разговоры с шенкурянами — свой хор тут уважают и любят. То есть, изучая город и готовя материал, я не мог избежать прослушивания этого коллектива и погружения в шенкурское народное пение.
Песни тронули, коллектив вызвал позитивные эмоции — так я оказался в кабинете руководителя Шенкурского народного хора Толстиковой Галины Николаевны.
«У нас в хоре жёнки боевые!»
Руководитель Шенкурского народного хора в интервью главному редактору «Правды Северо-Запада» Илье Азовскому рассуждает о сохранении традиций и связи поколений
Илья Азовский: Известно, что в свое время непререкаемый авторитет в русском народном песенном творчестве Нина Константиновна Мешко (царство ей небесное) — гуру, которая преподавала самой Зыкиной, руководитель академического Северного народного хора, из большого количества народных самодеятельных хоров для дачи индивидуальных уроков выбрала именно Шенкурский народный хор и лично его руководителя Надежду Григорьевну Смирнову. Как это объяснить?
Галина Толстикова: Во-первых, Надежда Григорьевна как новатор много привнесла в творчество шенкурского коллектива. Во-вторых, Смирнова сама была самородок.
Она всю энергию, умение и старание вкладывала в хор! И Нина Константиновна таких уважала и делилась всем, чем сама владела!
Ее судьба — одно это восхищало!
Смирнова, родившаяся в старинной деревне Усть-Леди, была послевоенным ребенком (Надежда Смирнова родилась в 1945 году. — Прим.ред.), поэтому хлебнула трудностей деревенской жизни. Отсюда и ее характер и душа...
Для народной песни важно ведь не только умение, но и жизненный опыт и личность исполнителя. Особенно важно...
И.А.: Благодаря традициям, заложенным Антониной Яковлевной Колотиловой и Ниной Константиновной Мешко, отличительной чертой аранжировок Государственного академического Северного русского народного хора стала не только только северная манера исполнения, но особое женское многоголосье. Это архисложно — такие партитуры составлять и петь по ним. Привилась ли академическая манера в Шенкурском хоре?
Г. Т. : Шенкурские песенные традиции также в многоголосии. И маэстро Мешко только начинающую путь в творчестве Смирнову обучала ИМЕННО методике того, как научить хор добиться нужного звучания. Это важно для песен нашего района — правильно работать с дыханием. Потому что шенкурская манера — это прежде всего legato. Наша песня в традиции звучит, будто чистая красавица Вага течет — величаво, беспрерывно.
И. А. : А не тормозит ли творческий полет тот нюанс, что Шенкурский народный хор — самодеятельный? Не пришла ли пора на профессиональную стезю становиться?
Г. Т. : Это было бы полезно для народного искусства, но пока главная задача — выживать. Вы, вероятно, в завтрашний день заглядываете.
Кстати, мы не только поём — Шенкурский хор помимо сценической работы еще и просветительскую миссию выполняет.
И. А. : Кубанский хор, Воронежский, имени Пятницкого практикуют, когда часть коллектива, что поопытней да постарше, делает запись, а другой, помоложе и покраше, — на сцене, их задача — шоу. Подобные мысли вас посещают?
Г. Т. : У нас в хоре жёнки настолько боевые, что любой молодой дадут фору (смеется. — Прим. автора)...
И дай Бог здоровья моим девочкам, чтобы они продолжали и дальше в том же духе.
Я думаю, что в нашем коллективе это неактуально. К тому же динамичности нашим выступлениям придает имеющийся при хоре танцевальный фольклорный коллектив «Кореннушка», он был образован в 1992 году.
У нас главная проблема другая, кстати, для многих актуальная — старение коллектива. Не идет молодежь в народную культуру, не желает вместе с «бабками» петь — мол, не в тренде.
И причина видится в неправильно расставленных акцентах. Западная культура вытесняет русскую народную.
Особенно это давило лет десять назад.
И. А. : Позвольте не согласиться: клубы, ТV и FM изобилуют именно русской попсой, и даже американский хип-хоп, придя в Россию, у русских рэперов становится шансоном. Где засилье Запада?
Г. Т. : Возможно, здесь нет противоречия, а истина в деталях: я говорю, что эталоном, увы, считается западное. Кстати, не только в музыке.
И. А. : У молодежи клиповое мышление, её броскость, яркость влечёт. О душе позже задумаются ныне молодые. Отсюда и тема продвижения — чтобы популяризировать народное творчество «у них в тусе», надо делать видеоклипы. В этом плане что-либо делается? Есть ли видеоклипы у Шенкурского хора?
Г. Т. : Сейчас мы предприняли первую попытку записать диски. Звук у нас уже есть и в данный момент готовится видеоверсия.
И. А. : Вы рассчитываете их раздавать или продавать?
Г. Т. : Не могу сказать, поскольку владельцем всего этого будет Дом культуры.
И. А: Деньги к деньгам. А хор гастрольной деятельностью не пробовал реально зарабатывать?
Г. Т. : Гастролями нам зарабатывать реально. Но пока только теоретически. Ибо прежде необходимо вложиться, а потом уже получать доход.
И. А. : А прикиньте, что я не Азовский, а, к примеру, Рокфеллер, или генсек ЮНЕСКО...
Я это к тому, что если просто помечтать...
Попробовать забыть про выживание, а сформулировать хай-хоупс — высшие стремления руководителя уникального коллектива. Если самые нереальные мечты облечь в суммы, а суммы сложить в годовое финансирование...
Сколько коллективу нужно ежегодно денег?
Г. Т. : Мне сложно назвать определенную цифру. Мы о таком даже не мечтали. Я не пыталась просчитать такие затраты, потому что они будут, наверное, очень велики.
Пока нам нужно самое необходимое: костюмы, собственный транспорт и, конечно, деньги на гастроли. Я знаю, что такую сумму нам никто не даст — это точно.
И. А. : Не согласен. Мечтать полезно, хотя «мечтальщиков» поймут не все Но вернемся к шенкурской песне...
В русском народном творчестве особо выделяются и народом любимы душевные, спокойные песни — те, что сентиментальностью своей в душу проникают.
Есть поморская грусть. На севере области — там море и рыбачки, ждущие с путины любимых мужчин и поющие щемящие душу грустные песни. Море, берег, горизонт и девушка с платком поет. Шенкурск далеко от моря. Какая грусть характерна для ваших песен?
Г. Т. : У нас мужья уходили на заработки в большие города и подолгу не возвращались. Также присутствует грусть ожидания рекрутов, которые призывались на долгую службу или войну.
Мы более близки к Вологодчине. Потому у нас появляются такие залихватские кадрили — они для Шенкурского района очень характерны.
Помощь и поддержка сегодня как никогда нужна! Бьемся и мы, и все, как могут, а вот нужны ли мы?
И. А. : Это важно, потому что любой коллектив должен сознавать, что его искусство кому-то нужно. Одно дело — зал на официальном мероприятии забить приглашенными, а другое дело — конкретный вложенный рубль, который даст возможность развиваться коллективам. А затем и спрос, и руководитель должен понимать, что люди голосуют за ваше творчество, покупая билет.
Спасибо за интервью.
Материал опубликован в общественно-политической газете «Правда Северо-Запада» от 21.08.2013.
Фоторепортаж из Шенкурска можно посмотреть здесь.