«Первые природоохранные прокуратуры у нас в стране создавались с середины 80-ых годов, в основном в тех регионах, где отмечалась неблагоприятная экологическая обстановка. Скорее всего, это связано с тем, что узкая специализация сотрудников природоохранных прокуратур позволяет более качественно и эффективно осуществлять надзор в этой специфической сфере природоохранных отношений.
В нашей области также имеется большое количество особо охраняемых природных территорий, в том числе, десять - федерального значения. Кроме того, не меньше у нас и экологических проблем. Архангельская природоохранная прокуратура была создана пять лет назад, поэтому она считается достаточно молодой.
Кадровый состав прокурорских работников - пять сотрудников. Наша прокуратура осуществляет надзор за четырьмя муниципальными образованиями: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и Приморский муниципальный район.
Кроме того, среди поднадзорных нам органов, прокурором области определены органы государственного экологического надзора, федерального и регионального уровня – это Росприроднадзор и Министерство природных ресурсов. Поднадзорны и отдельные крупные хозяйствующие субъекту – основные загрязнители окружающей среды».
О роли прокурора в обеспечении законности
«Как известно, существуют федеральный, региональный экологический надзоры. В то же время есть природоохранный прокурор. Как мы эту компетенцию разграничиваем между собой…
Это определено в Федеральном Законе, прокурор не подменяет действия органов контроля. То есть прокурор, как правило, не должен принимать первичных мер реагирования по фактам нарушения закона – это обязан делать орган контроля. Мы обязаны надзирать за законностью его действий и принимать меры к объединению усилий по борьбе с экологическими правонарушениями. Однако прокурор в сфере надзора и сам принимает определенные меры. Это происходит в том случае, когда у контролирующего органа нет соответствующих полномочий либо проявлено бездействие».
Об экологической обстановке в Архангельской области
«Обратившись к официальной статистике, можно прийти к выводу, что ситуация в Архангельской области в сфере экологии улучшается. Улучшается качество атмосферного воздуха. Статистические сведения об этом говорят однозначно.
Например, на территории Архангельска за последние пять лет на 50% снизилось количество выбросов в атмосферу. Снижается количество сброшенных недостаточно очищенных сточных вод. Уменьшается количество незаконных рубок. Уменьшаются площади и количество лесных пожаров.
Однако проблем на территории области у нас еще очень много. Те факты снижения – показатели вредного воздействия, они говорят о том, что наметилась некая тенденция. Но до сих пор атмосферный воздух у нас оценивается как загрязненный, он не чистый. Водные объекты у нас также загрязнены.
У нас также происходят незаконные рубки и другие экологические правонарушения. Идет тенденция к уменьшению, но, к сожалению, на сегодня благоприятной окружающую среду в Архангельской области назвать нельзя.
Именно поэтому мы обязаны осуществлять ежедневный системный надзор в указанной сфере, в тесном взаимодействии с органами власти местного самоуправления и институтами гражданского общества».
О сферах деятельности надзорного ведомства
«В сфере исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, у нас имеется тенденция к снижению выбросов. Причины здесь нужно анализировать. Во-первых, как это ни печально, это закрытие крупных производств на территории области: становится меньше производств – становится меньше выбросов.
Но это не основная причина. За последние годы хозяйствующими субъектами принимаются серьезные меры природоохранного характера, то есть уменьшается негативное воздействие на атмосферный воздух. Взять, например, некоторые предприятия, которые переходят на альтернативные виды топлива, меняют мазут на природный газ. Все это способствует снижению выбросов и улучшению качества атмосферного воздуха.
Статистические сведения говорят, что у нас по таким веществам в атмосферном воздухе, как сероуглерод, диоксид серы, бензапирен, оксид азота и т.д., происходит поэтапное снижение. Однако их количество в воздухе иногда фиксируется, как превышающее предельную концентрацию в воздухе. Поскольку эти факты имеют место быть – воздух считается загрязненным.
Меры по проведению проверок и выявлению причин, в первую очередь, принимаются Росприроднадзором. В них также принимает участие прокуратура.
По водным ресурсам ситуация практически аналогичная – общая тенденция по снижению, однако вода считается загрязненной, поскольку по отдельным химическим веществам там имеются превышения.
Всем, наверное, известен имевший место у нас серьёзный инцидентен - сброс в реку Хаторица загрязняющих веществ. Это серьезное правонарушение, которое квалифицируется как уголовно наказуемое, то есть преступление. По материалам прокурорской проверки в настоящее время продолжается расследование уголовного дела – это статья 250, часть 2, УК РФ. Там причинен колоссальный ущерб окружающей среде, водным биоресурсам, и все это было вызвано разовым аварийным сбросом загрязняющих веществ в водный объект.
Эти факты стали для нас поводом для того, чтобы провести проверки на других предприятиях, которые могут иметь в своем запасе какие-то отравляющие вещества, и впредь предупредить подобные сбросы.
Цель природоохранной прокуратуры не наказать, а предупредить подобные нарушения.
Серьезная проблема на поднадзорной нам территории – добыча общераспространенных полезных ископаемых – это песок, иными словами. Здесь выявляются разноплановые нарушения. В этой сфере также совершаются и преступления.
По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело – это было ранее, но расследование его завершено только во втором полугодии 2015 года, в отношении индивидуального предпринимателя, который, не имея ни лицензии, ни других разрешительных документов, добывал путем гидронамыва песок из водного объекта. Уголовное дело было прекращено, но по нереабилитирующим основаниям. Вы знаете, что к Дню Победы Государственной Думой была объявлена амнистия. В связи с тем, что лицо признало вину, согласилось с предъявленным обвинением и по всем критериям попадало под амнистию, повторюсь, уголовное дело было прекращено.
По иску природоохранного прокурора причиненный ущерб окружающей среде – это свыше 18 миллионов рублей - взыскан судом.
Также осуществляются прокуратурой надзоры за исполнением законодательства об охране водных биологических ресурсов и в сфере охоты. На сегодняшний день отмечается активизация работы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области в сфере противодействия незаконной охоте».
О «могильнике» на Новой земле
«Вернусь к самому началу своего выступления – по разграничению компетенции: этот вопрос не в наших полномочиях. Я указал, что муниципальное образование Новая Земля не поднадзорно природоохранной прокуратуре.
Вопрос этот рассматривался на сессии областного Собрания депутатов, в работе которой участвует представитель от прокуратуры области. Это не совсем наша компетенция, но вопрос этот очень серьезный, он волнует, наверно, каждого жителя Архангельской области, может затронуть вопросы экологии, поэтому мы его стороной не обошли и дополнительно изучили.
Федеральное законодательство предусматривает определенную процедуру создания подобного рода объектов – эти решения принимаются Правительством Российской Федерации, но предварительно они должны быть согласованы с органами государственной власти субъекта там, где этот полигон будет размещен. По этой процедуре заказчик и начал действовать, обратился с соответствующим ходатайством о намерении строительства в областное Собрание депутатов.
После одобрения, в случае согласия, Правительством будет издано распоряжение, которое далее будет направляться заказчику, и вопрос будет решаться на уровне Правительства Российской Федерации.
Сегодня можно вести речь только о процедуре. Нельзя сказать, что этот объект нарушит права граждан. Сегодня нельзя сказать, будет он вреден для экологии или не будет вреден. Это самая начальная отправная точка. Это не разрешение на строительство, а согласование для разработки проекта. Если бы этого согласования не было, вопрос о разработке проекта не ставился.
После предварительного согласования разрабатывается проект, поэтому нарушения природоохранного законодательства мы не увидели.
В дальнейшем, мы, безусловно, предложим подключиться к данному вопросу, потому что в процессе разработке проект должен будет пройти государственную экспертизу и публичные слушания. Нужно будет смотреть, соблюдена ли эта процедура».
О незаконных рубках
«Размер ущерба также снижается. В 2015 году он достиг 210 миллионов рублей – зарегистрировано 204 незаконные рубки, возбуждено 105 уголовных дел. Работа по взысканию ущерба проводится Министерством природных ресурсов Архангельской области.
Существенным препятствием для реального взыскания данного ущерба являются сложности с установлением лица, причинившего данный вред. В этой части решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии с органами правопорядка, с привлечением оперативной составляющей.
Только так, на мой взгляд, мы можем выявить лиц, которые виновны в незаконных рубках. Тем более, если они совершены в каких-то малонаселенных районах, где, как я считаю, незаконно срубить, а затем вывезти большое количество древесины, оставшись незамеченным, наверное, очень сложно».
О незаконной охоте и рыбной ловле
«Незаконная охота. В данной сфере возбуждается не так много уголовных дел. За последние 9 месяцев, например, таковых возбуждено 14 дел, а ущерб составил свыше 3 миллионов рублей.
Но, как я уже говорил, в сфере противодействия незаконной охоте активизирована работа Министерства природных ресурсов. Сегодня гораздо больше лиц привлечено к административной ответственности – это предупреждение совершения преступлений.
Необходимо, чтобы население знало, что правоохранительными и контролирующими органами ведется работа по установлению лиц, которые причиняют ущерб окружающей среде. Что за данные нарушения они будут нести ответственность не только в виде административных штрафов и уголовных наказаний, но в полном объеме возместят причиненный государству ущерб.
В полном объеме, то есть, сколько ущерба причинено, такая сумма и будет взыскана».
О главном факторе загрязнения окружающей среды
«Почему загрязняются водные объекты? Потому что недостаточно очищены сточные воды. Также обстоят дела с воздухом. Считаю, что данная угроза (они универсальны для всех сфер правоотношений) – это недостаточное наличие денежных средств. В данном случае на проведение природоохранных мероприятий.
Нами приняты меры, например, к мэрии города Архангельска – удовлетворен иск по возложению обязанностей организовать очистку сбрасываемых сточных вод. Нужны колоссальные денежные средства. Бюджет не может разом решить все проблемы города. Мы идем здесь поэтапно и обращаем внимание представительных органов – это городской Думы, куда направили соответствующее сообщение о том, что это важный вопрос, который наряду со всеми остальными необходимо исполнять.
Мы уже получили ответ, что данная информация учтена при формировании бюджета на будущий год. Поэтому, если бы органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты у нас имели достаточные денежные средства на природоохранные мероприятия, то они бы их выполняли, к чему мы их и обязываем».