Однако эксперты считают: бюджет региона сверстан таким образом, что не позволит исполнить многие задачи, поставленные в майских Указах Президента России Владимира Путина.
На официальном сайте контрольно-счетной палаты Архангельской области обнародована экспертиза проекта областного закона «Об областном бюджете на 2015 год…» с фактами, не внушающими оптимизма в части исполнения задач майских Указов Президента России.
Примечательно, что ранее министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень назвал Архангельскую область в числе регионов-аутсайдеров по расселению аварийного жилья. В нашем регионе расселено менее 20 % аварийного жилья от плана на 2014 год. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на заявление министра, сделанное в ходе селекторного совещания.
Цитата: «Есть ряд регионов отстающих, которых тянут всю программу вниз. Средний процент исполнения программ в них не достигает 20 %», – сказал министр.
Он отметил, что среди этих регионов – Ивановская, Тверская, Тульская, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Саратовская, Иркутская области, Коми, Дагестан и Бурятия».
Конец цитаты.
Поскольку и так понятно, что ничего не понятно, как региональные власти собираются расселять «аварийку», в этом материале мы не будем касаться данной темы. Предлагаем посмотреть на формирование бюджета Архангельской области на следующий год в части исполнения майских Указов Президента России в сфере экономики и социальной политики.
***
Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Так в Указе: «...увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году»
Так в заключении контрольно-счетной палаты (КСП): «В 2014 году ожидается снижение объема инвестиций в основной капитал по Архангельской области. Так, по оценке, объем инвестиций в 2014 году снизится по сравнению с отчетными данными за 2013 год на 28,2 %. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Архангельской области на 2014 год и плановый период до 2016 года, в 2014 году планировался рост объема инвестиций по сравнению с оценкой 2013 года на 10,0 %.
Согласно данным пояснительной записки, одной из причин сокращения объема инвестиций является приостановка реализации ООО «Вельская птицефабрика» инвестиционного проекта «Расширение яичного производства до 580 млн шт. в год» в связи с отсутствием финансирования».
Конец цитаты.
Комментарий редакции. Примечательно, что в конце июля текущего года агентство по печати и СМИ Архангельской области, отвечая на запрос «Правды Северо-Запада», заявило следующее (цитата): «В соответствии с Федеральным планом статистических работ данные о величине ВРП за 2013 год будут известны в марте 2015 года».
Конец цитаты.
Это наглядный пример того, как чиновники Правительства Архангельской области ушли от ответа на вопрос: «Насколько увеличился/сократился объем инвестиций в Архангельской области?».
И теперь, после прочтения заключения контрольно-счетной палаты, становится понятно, чем был неудобен данный вопрос для региональных властей.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Так в Указе: «...в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг…»
Так в заключении КСП: «В Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014–2016 годах Президент Российской Федерации обозначил основные цели бюджетной политики государства на ближайшие три года. А именно, на совещании с членами Правительства РФ, руководством обеих палат Федерального Собрания и Администрации Президента указал на следующее: «В бюджетной сфере мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций».
<…> В 2015 году планируется увеличение доли расходов на социальную сферу по сравнению с 2014 годом с 67,7 % до 70,5 %. Однако на 2016 год удельный вес указанных расходов снижается до 63,1 % в общей сумме расходов. Таким образом, задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании, на 2016 год будут не выполнены в части увеличения расходов на образование и социальную сферу.
Кроме того, в 2016 году планируется значительное сокращение расходов на социальную сферу по отношению к 2015 году на 15 572,9 млн руб., что также не способствует реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации».
Конец цитаты.
Комментарий редакции. Полагаем, что какие-либо комментарии излишне. Напомним лишь, что в предыдущем номере мы рассказали о том, как правительство Архангельской области признало неисполнение майских Указов Президента России и провал их мониторинга («Под напором неоспоримых фактов…»). Теперь опубликованные журналистами результаты аналитического мониторинга подтвердила и Контрольно-счетная палата Архангельской области.
Так в Указе: «...увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе».
Конец цитаты.
Так в заключении КСП: «бюджетные ассигнования, предусмотренные Законопроектом на обеспечение повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы в размерах, предусмотренных Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 от 28.12.2012, № 1688, распоряжением Правительства РФ No 2190 р не достаточны для достижения требуемых результатов в полном объеме».
Конец цитаты.
Комментарий редакции. Таким образом, получается, что Правительство Архангельской области уже сейчас верстает такой бюджет (и выносит его на сессию регионального парламента), при котором исполнить задачи майских Указов Президента России заведомо невозможно.
Легко угадывается реакция региональных властей на данное замечание. Годами звучит одно и то же оправдание: мол, что мы можем сделать, если нет денег в бюджете?
Все познается в сравнении. Например, на прошлой неделе Общероссийский народный фронт (ОНФ) представил результаты анализа региональных бюджетов, согласно которым Архангельская область входит в десятку регионов, которые больше других тратят бюджетных средств на пиар чиновников.
Более того, в ОНФ отметили парадокс ситуации: при таких огромных расходах на пиар в Архангельской области не происходило никаких крупных событий. И, когда нам говорят, что не хватает денег на повышение зарплаты социальным работникам, так и вспоминается Владимир Семенович Высоцкий: «Где деньги, Зин?»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Так в Указе: «...разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Так в заключении КСП: «Законопроектом по разделу «Здравоохранение» на 2015 год предусматриваются ассигнования в сумме 12 349,2 млн руб. или на 1 803,4 млн руб. меньше утвержденных объемов финансирования на 2014 год. В 2016 и 2017 годах на здравоохранение планируется направить 7 130,7 и 10 759,8 млн руб. соответственно.
Сокращение бюджетных ассигнований, предлагаемых к утверждению в 2015 году по сравнению с 2014 годом, обусловлено отсутствием средств из бюджета ФФОМС в части расходов на строительство перинатального центра в рамках программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011–2016 годы».
Конец цитаты.
Комментарий редакции. Заметим, что по распоряжению Правительства РФ в Архангельске еще в августе должен был стартовать второй этап Программы развития перинатальных центров в России, а именно: уже должны начаться непосредственно строительные работы. Однако еще нет ни проекта, ни подрядчика. Заявление об этом в конце октября распространила депутат Государственной Думы Российской Федерации от Архангельской области Ирина Чиркова.
Цитируем ее слова: «По информации, предоставленной мне Минздравом РФ, по состоянию на октябрь ни проектная документация, ни положительное заключение госэкспертизы на проект в министерство и ФОМС не представлены. Конкурс по выбору подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ до сих пор не объявлен. Это вселяет большие опасения, что работы пойдут с очень серьезным отставанием в графике».
Конец цитаты.
Таким образом, возникает ощущение, что строительство перинатального центра в Архангельской области рискует стать таким же злосчастным долгостроем, как например, ФОК на стадионе «Труд».
Посудите сами. В 2014 году строительство центра даже не начиналось, при том что федеральным центром средства были выделены в должном объеме. Согласно заключению КСП, в 2015 году на строительство перинатального центра Архангельской области уже никто денег не даст.
Как будет Правительство Архангельской области решать данное противоречие и сможет ли решить вообще – большой вопрос.
Так в Указе: «...разработать до 1 января 2013 г. с участием общественных организаций Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации».
Так в заключении КСП: «...по разделу «Здравоохранение» предлагается утвердить бюджетные ассигнования на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготных категорий граждан на 2015 год в сумме 283,5 млн руб. Указанная сумма на 390,0 млн руб. меньше, чем предусмотрено на 2014 год, из них 280,6 млн руб. – средства федерального бюджета, 109,4 млн руб. – средства областного бюджета.
По запросу контрольно-счетной палаты министерством здравоохранения Архангельской области представлено обоснование планируемых бюджетных ассигнований, согласно которому потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в количестве 247 202 чел. составляет 681,3 млн руб.
Таким образом, объем средств, предусмотренный Законопроектом на 2015 год, меньше потребности на 481,3 млн руб. В связи с чем наличие указанного дефицита в бюджетных средствах негативно повлияет на организацию лекарственного обеспечения граждан в 2015 году».
Конец цитаты.
Комментарий редакции. Напомним, ранее коллеги из ИА «Эхо СЕВЕРА» сообщили, что 16 ноября на митинге, организованном Федерацией профсоюзов Архангельской области по поводу возможной отмены «северных» надбавок, многие граждане очень активно и эмоционально обсуждали высокие цены на лекарства в государственных аптеках Архангельской области.
Похоже, что Правительство Архангельской области так и не услышало глас народа и в следующем году нам придется столкнуться еще с большими ценами на лекарства в аптеках Архангельской области.