В Архангельске подбором поставщиком и подрядчиков для «Штокман Девелопмент» занимается ассоциация «Созвездие». Отметим, что ранее добычей газа на морском шельфе в России не занимались. Такой опыт был у скандинавских соседей, прежде всего Норвегии. Адаптировать его для наших реалий, наладить диалог между участниками проекта, чтобы были понятны все требования разработчиков месторождения (сложные и достаточно жесткие), помочь соблюсти взаимный интерес — такова главная задача «Созвездия». Квинтэссенция замысла — формирование пула из 70 российских компаний. Сколько из них будут представлять Архангельскую область, зависит от самих бизнесменов.
Здесь важно понимать, что вопреки сложившейся и во многом порочной практике конкурсов и аукционов, когда используются только выделяемые «дядей» средства, желающим придётся вкладывать свои деньги, а потом уже получать прибыль. То есть не тупо построить под выделенный лимит вахтовые домики, и дальше трава не расти, а за свой счёт построить те же вахтовки, доставить их, сдать в аренду и при этом обеспечить обслуживание и ремонт. Переломить психологию бизнеса было для «Созвездия» самым сложным. Мало кто понимал, что затраты окупятся сторицей — впоследствии эта метода будет востребована при освоении других шельфовых месторождений. Но уже со своими, хорошо известными поставщиками.
Никаких преференций при подборе возможных поставщиков и подрядчиков не оказывается. Условия одинаковы, будь это норвежцы, французы или россияне. Приоритет один — деловые качества и финансовая устойчивость. На сегодняшний день в базе потенциальных партнёров порядка 30 российских компаний. Из них 17 из Архангельска.
Конкуренция серьёзная. Те же самые норвежцы понимают, что их месторождения вот-вот исчерпаются. Обеспечить себя энергоресурсами можно в том числе и через участие в аналогичных проектах на российской стороне. Для них это вопрос жизни и смерти, не пожалеют сил, чтобы занять доминирующие позиции, благо опыт работы на шельфе позволяет. Нашим же бизнесменам нужно приложить все силы, чтобы не гундеть потом обиженно в уголке, дескать, коварные буржуины нас обскакали.
Возможности утереть нос конкурентам из центральных регионов есть. И прежде всего в логистике. И здесь своё веское слово должны сказать Правительство области и муниципалитеты. Грубо говоря, «тварь я дрожащая или право имею?». Объясним, почему мы так думаем. Давно говорится, что порт «Экономия» — оптимальное место для перевалки грузов. Но при условии дноуглубления. Где оно? Эти работы связываются с другим проектом — «Белкомуром». Он встал — нет инвестора. Найти его — главнейшая задача АрхОблАдмина. Кто сказал, что «Белкомур» должен брать своё начало на Урале? Но пока мы слышим только заклинания об инвестиционной привлекательности региона и планах по постройке завода по бетонированию труб большого диаметра.
«Мы ехали. На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились...» — говорит Остап Бендер своим спутникам в «Золотом телёнке». Перенеся цитату на местные реалии, нельзя не вспомнить о разработке КТС Архангельска — комплексной транспортной схемы. Разработчики учли вариант увеличения грузопотока в сторону Экономии и дали исчерпывающие рекомендации по реконструкции улично-дорожной сети. Более того, КТС не мёртвый документ, она позволяет оперативно вносить коррективы при изменении поставленных условий. Осталось только поднять её с земли, сдуть пыль и воплотить в жизнь.
И ещё один плюс нам от Штокмана. Комбинат по сжижению добываемого газа будет располагаться в Мурманской области. Нет рисков для нашей экологии, не придётся озадачиваться обеспечением правопорядка между наёмными работниками и местным населением и решением прочих неблагоприятных факторов.
Свято место пусто не бывает, гласит народная мудрость. Прочешемся, прособираемся, и поток грузов пойдёт другим путём. А мы так и останемся сидеть на доске и в тоске.