Владимир Титов объяснил, что ЛиАЗы — это факт, с которым надо смириться, они никуда не денутся. Их появление — «подарок» федерального бюджета, есть правительственная программа, которая предусматривает до 2030 года перевести общественный транспорт на автобусы большой вместимости, и она будет выполняться независимо от того, хотят этого бизнесмены или нет. Кроме того, схема маршрутов будет пересмотрена, их количество сократится, а по Троицкому проспекту и улице Воскресенской ПАЗы не будут ходить вообще. Чем возмущаться, лучше бы сами приобретали большие автобусы, о чём их предупреждали ещё год назад, и заявлялись на конкурс.
Кстати, о конкурсе. Общеизвестно, что УФАС признало нарушающим ст.15 закона «О конкуренции» исправлённое депутатами АрхГорСовета Положение о нём. Отметим, исправленное в пользу больших автобусов. Сейчас муниципалитет вносит поправки, проведение конкурса отложено до 1 июля. Отсюда логично предположить, что в течение этого времени ЛиАЗы продолжат «подсиживать» частников. Непонятно одно — почему для бизнесменов выход автобусов на линию возможен только после победы в конкурсе, а для муниципальных ЛиАЗов достаточно объявленного мэром режима эксперимента с нигде не обозначенными временными рамками?
Г-н Титов отверг все претензии о какой-либо личной ангажированности в запуске ЛиАЗов или лоббировании чьих-то интересов на других маршрутах. Он сказал, что решение принималось, пока он был в отпуске, — сейчас изменить ничего нельзя, он обязан его выполнять. Более того, в ходе очередной реорганизации полномочия по общественному транспорту перешли в ведение департамента городского хозяйства, теперь все вопросы туда. Перевёл стрелки — можно понять и так.
«Тогда зачем мы тут собрались, о чём разговаривать?» — заявили пассажироперевозчики. «Прийти к соглашению, выслушать ваши предложения и передать их вышестоящему начальству», — ответил Владимир Титов, подчеркнув при этом, что он, в частности, и мэрия в целом высоко ценят заслуги бизнеса в перевозке горожан.
Однако сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Пассажироперевозчики упрекнули г-на Титова, выполняющего функцию ретранслятора, в элементарном незнании законов экономики — приобретение и эксплуатация больших автобусов нерентабельна, под каким углом на них ни посмотри.
Зато это более комфортабельный транспорт, это делается в интересах горожан, парировал г-н Титов. «Чем лучше? — спросили перевозчики. — Тем, что больше стоячих мест и в салоне холоднее?» (факт, проверенный корреспондентом «Эхо СЕВЕРА» на собственном опыте). Кто решил, что программа — это догма? По словам перевозчиков, они не против обновить передвижной состав, но на более подходящие по расчётам автобусы среднего класса. Почему бы власти не поменять приоритеты в программе и не выйти с предложением сотрудничества и помощи на Правительство и производителей машин? «Готовьте бизнес-план, рассмотрим», — ответил г-н Титов.
Также выяснилось, почему «подвинули» предпринимателей. Оказывается, по словам г-на Титова, если вернуться во времена СССР, то все автобусные маршруты являются муниципальными. Пришло время их вернуть законному владельцу. По необъяснимой логике чиновника под это определение попадают даже те маршруты, что были от начала и до конца разработаны самими перевозчиками?! «Давайте ещё вспомним, когда по Архангельску конки ездили!» — раздалась реплика.
В свою очередь, начальник Управления транспорта напомнил, что не за горами возрождение троллейбуса. «А до кучи и трамвай восстановим, чего мелочиться», — прозвучало из зала.
Примечательно, что секретарь заседания, в чьи обязанности входило вести протокол, большую часть встречи просидела сложа руки — многие высказывания перевозчиков остались за кадром.
После окончания встречи г-н Титов попросил остаться владельцев 69-го, 44-го, 11-го и 1-к маршрутов для индивидуальной беседы. Содержание её неизвестно; предполагаем, что перевозчикам попытались «промыть мозги», тем самым внести раскол в единый настрой бизнесменов не отдавать мэрии ни одного маршрута за здорово живешь.