Театральным архангелогородцам очевидно: Дунаев «почти Шекспир». Он поставил «Ричарда III». И «Гамлета», видимо, читал. Если читал, знает про «б... или не б... — вот в чём вопрос».
Когда-то постановка Шекспира была уделом элиты — потаённые шекспировские смыслы для посвящённых. А фривольников обычно «уносит в шекспировское средневековье» — мир сумрачный, с двухцветной (чёрно-белой) ментальностью. «Быть или не быть» — это фатально и уничтожающе конкретно. Средневековье — время слепого отрицания/неистовства безвариантности.
***
Мизансцена в ДрамТеатре: Мищенко & Дунаев — они там словно шекспировские Клавдий, король датский, & Гамлет, сын прежнего и племянник нынешнего короля. И вот к «августейшему» семейству подселяют нового «принца» — Дзюника. «Принц» амбициозен по-королевски. В средние века при такой диспозиции бронировали молебны. Мищенко & Дунаев близко не знали Дзюника... НО, судя по пресс-релизам в СМИ, сразу сказали «НЕТ!»
Дзюника знает «Яндекс»: Дзюник — концертный директор групп «Тату» и «Smash!», экс-генеральный директор компании «Филипп Киркоров продакшн». Для половины губернской интеллигенции ужас, для другой половины — восторг. На самом деле в примере с «Тату» успех в аранжировках Макса Фадеева и раскрутке Шаповалова. По нашим источникам, Дзюник в Москве имеет репутацию непроигрывающего импресарио.
***
Пора вспомнить крокодила Гену: «И пускай нам Мищенко немного жаль, лучшее у Жени впереди!» Увольнение с «рыбного места» — это частная драма. Зато у Мищенко впереди простор свободы. Деньги на безбедное бытие после трёх лет правления «в рыбном месте» у Мищенко, естественно, есть. Если кроме денег в наличии силы, мысли, мозг и связи, можно открыть свой ДрамТеатр, частный. Сам себе хозяин, сам себе режиссёр: сам творишь, сам зарабатываешь, сам делишь. А всех с несуразными приказами можешь на*** посылать! У многих получается.
***
Собственник ДрамТеатра — ОблПравительство. После проверки КРУ в ОблПравительстве посчитали, что театр нуждается в имплантации креативного мозга опытного импресарио. Похоже на ситуацию в футболе: кадров в кладовых нет — появился Хиддинк. Футбол, говорил незабвенный комментатор Котэ Махарадзе, — это театр! Так в архангельском ДрамТеатре официально прозвучало слово «ДЗЮНИК».
Это похоже на концовку «Гамлета», в переводе Пастернака она звучит так: «Похоронный марш. Уходят, унося трупы, после чего раздается пушечный залп».
И только заместитель Мищенко Дунаев грозится «деспотам» из ОблПравительства карами московскими и борьбой до «доски гробовой».
Суровые нравы. Увы, цена материальной стабильности жизни госчиновника в умении говорить вовремя. Правительство владеет имуществом, и единственное, на что Правительство не имеет права, — так это вмешиваться в творчество, пакостить цензурой — труппа театра в творчестве свободна. Во всём остальном армия: финансовый контроль, назначение топ-менеджеров. ХОЗЯИН ДАЛ — ХОЗЯИН ВЗЯЛ!
Препарирование правды
В письме Президенту дирекция театра изложила только часть правды. Остальное читайте здесь!
Об околотеатральных метаморфозах. Осень 2007-го: Мищенко очень хотел быть директором ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО Театра Драмы. Его подпись об ознакомлении с Приказом о назначении означала, что Мищенко принимает правила игры.
С октября 2007-го по апрель 2010-го Евгений Мищенко и его заместитель Александр Дунаев демонстрировали лояльность политике областного Правительства.
Прозрели или наехали за?..
...прошло три года. Апрель 2010-го — в ДрамТеатре прозрели, недостатки политики ОблПравительства увидали... И заклокотало!
У них там словно Эйяфьятлайокудль.
Интеллигенция-то творческая! Прёт!.. Нынче в моде политпротест. Сформулировали свой протестный трэнд: борьба за рачительность при расходовании бюджетных дензнаков. Вот цитата из открытого письма, которое направлено президенту Медведеву:
— Не так давно была открыта после длительной реконструкции Основная сцена нашего театра. Стоит отметить, что эта реконструкция, которая длилась около десяти лет, стоила нервов и здоровья коллективу.
Это измышление. А ниже факт.
Из недоложенного Медведеву: первый миллиард, первый этап реконструкции
Реконструкция театра началась в пору правления Дунаева. В хаосе было трудно объяснить главное: где освоились сотни миллионов рублей. Как следствие — уголовное дело, в котором фигурировал Дунаев. Первый этап славен ПЕРВЫМ истраченным МИЛЛИАРДом. Конец реконструкции приобрёл признаки миража.
Дунаев не сел. Уголовное дело против него было прекращено «за истечением срока давности»: далеко не реабилитирующе-отбеливающее обстоятельство. Короткое лето 2008-го уже прощалось, а Москва недоумевала и гневилась...
Свеженазначенные тогда Михальчук и Ко, не желая получать «дюлины» за предшественников, перехватили инициативу! В ДрамТеатре появился замдиректора по строительству... Разумеется, уроженец Якутии.
Второй этап реконструкции. Второй миллиард
С весны 2008-го по лето 2009-го — второй этап реконструкции. Легко истратили ещё около миллиарда... Только авралом удалось завершить объект, сделали почти вовремя. По мнению архангельских острословов, театр стал похож на турецкий четырёхзвёздочный отель...
Это сейчас Мищенко & Дунаев нацедили Президенту два абзаца фатальных недоделок. Тогда, в 2009-м, парочка улыбалась, одобряла, прожектировала. На вопрос, почему театр открыли без акта приёмки, из дирекции театра следовал ответ — типа, «с жёлтой прессой не общаемся»...
Жёлтая/не жёлтая, но почти всегда права. Метаморфоза — старая дирекция театра написала Президенту письмо. Но писать они, видно, не мастера — получилось по-детски как-то. Например, театральная директория ставит в упрёк ОблПравительству Петровский парк. Логики не видно. Театр Драмы сейчас с лица почти дворец, а его задница, простите за выражение, не подмытая — городу срам! Президенту одно из редких позитивов областного Правительства выставили чуть ли не «изменой родине».
Вряд ли Медведев осудит планы ОблПравительства облагородить парк.
В письме Медеведеву «дорогая» в полном смысле этого слова дирекция пишет про желание САМИМ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ, которые театр якобы зарабатывает.
Фразу «театр зарабатывает деньги» уместней читать так: «театр «колбасит» деньги». Суммы, взимаемые с организаторов «звёздных гастролей», — сотни тысяч рублей за раз. «Колбасит» администрация театра деньги с коммерсов, которые привозят «звёзд». Приехал Боря Моисеев — 99% театр тут не при чём, им даже деньги попадают с доставкой...
Собственно, театральная труппа вряд ли даже частично себя окупает.
Уходящая администрация театра поделилась с Президентом соображениями о планах.
Кассу планировали пустить на гастрольные туры и участие в фестивалях. Это нонсенс: театральные труппы на гастролях ЗАРАБАТЫВАЮТ деньги. Гастролируйте, но, пожалуйста, не за мой счёт.
Решение квартирного вопроса в отдельно взятом... театре: не трескается?
И последнее. Вот цитата из первого варианта «Письма Президенту»:
«Коллектив театра считает, что труппа имеет право зарабатывать деньги и распоряжаться ими самостоятельно. На первом месте должны быть интересы людей, работающих в театре. Взять, к примеру, квартирный вопрос большинства актёров...»
Простите, уважаемые, а губа не треснет?
А если работники всех госучреждений культуры (более десятка), госучреждений Здравоохранения, Образования, а также госунитарных предприятий (их почти 20) захотят тоже решить квартирный вопрос за счёт казённого предприятия?
P.S. Раздувание значимости в ДрамТеатре приобрело комические черты. Напоминает платье для короля в сказке Ганса Х. Андерсена. В пору крикнуть: а король-то голый!
Правда видится другой. В центре города стоит двухмиллиардовый рекордсмен — сарай* с фонтанами внутри. Он же — отделанная стеклом и мрамором концертная площадка. И словно нагрузка ко всему этому блеску — скромный губернский театр. Такова драма жизни.
* Сарай (тюрк.) — ДВОРЕЦ.