Для решения проблемы была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители правительства области, мэрии Архангельска, ОблСобрания и АрхГорСовета. Судили/рядили, и первоначально родился вариант о передаче соответствующих подразделений ГКБ-1 в аренду. Главное преимущество такого шага — сохранение за ГКБ-1 оказания услуг по линии «Скорой помощи» (этим видом деятельности может заниматься исключительно муниципальное медучреждение!). Плюс больница, а вместе с ней и муниципалитет, получали бы дополнительный и весьма серьёзный доход.
Затем прошло немного времени, и родился второй, радикальный вариант — смена статуса при сохранении функций по оказанию скорой медицинской помощи. Мотивировка: передача в аренду разорвёт налаженные связи в части взаимодействия между областными и городскими медучреждениями. Аргументы «за»: при повышении статуса ГКБ № 1 может рассчитывать на финансовую поддержку на уровне области и Федерации. Если больница останется в городском подчинении, то, по словам Надежды Макаровой, областного министра здравоохранения, «мы вынуждены будем объемы специализированной медицинской помощи переносить на другую больницу». Как вариант — областная клиническая больница. Запомним этот момент, мы к нему ещё вернёмся.
Из всего вышесказанного мы имеем только один факт — в 2010 году на ГКБ № 1 господдержка не распространяется. Всё остальное — ничем не подкреплённые рассуждения. И вот почему:
- при смене статуса сохранить функции скорой медицинской помощи невозможно. Значит, нагрузку по этому виду деятельности придётся перераспределять по другим городским медучреждениям. Почти 100% вероятность, что они с ней не справятся. Тем более что с приданием ГКБ-1 нового статуса муниципалитет автоматически теряет половину коечного фонда. Чем и где он будет возмёщён? Об этом никто ничего не говорит;
- в решениях комиссии, решающей судьбу ГКБ № 1, чётко говорится, что реализация варианта передачи ГКБ № 1 в госсобственность должна:
1. Сохранить уровень зарплат персонала и всего остального на том уровне, что есть сейчас,
2. Открыть возможности для участия клиники в областных и федеральных программах, в том числе обеспечивая переход на оказание населению области высокотехнологической медицинской помощи.
Однако «открывает возможности» совсем не значит, что ГКБ № 1 «обеспечено участие и гарантировано получение финподдержки». Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Но обработка сотрудников ГКБ-1 уже идёт. Им обещано с обретением нового статуса повышение зарплаты на 50-80%. Аргумент, безусловно, весомый, но опять-таки «обещано» отнюдь не значит «будет». И как тогда смотреть в глаза остальным врачам, коих миновала эта манна небесная? Кроме того, не исключён раскол в коллективе.
И вообще, почему на ГКБ № 1 свет клином сошёлся? Что мешает расширить спектр оказываемых в рамках госзадания услуг на базе вошедших в список больницы имени Семашко или северодвинской МЧС-58? А специалисты из ГКБ-1 будут делиться опытом, передавать наработки, ассистировать... Плюс подключить к этому делу СГМУ... К тому же г-жа Макарова говорила о передаче функций в областную клиническую больницу...
Есть мнение, что последний вариант — не что иное как хорошая мина при плохой игре. ГКБ № 1 — абсолютно уникальное медучреждение с мощной базой, с классными специалистами... Грубо говоря, в ГКБ № 1 всё уже есть — приходи и бери, а в любом другом месте непочатый край работы. Не в этом ли истинная причина операции по смене статуса?
И если ГКБ № 1 по своим возможностям давно переросла рамки муниципальной больницы, то почему тогда не перевести её сразу в федеральный статус?
А стоит ли вообще пороть горячку и терять высокопрофессиональную муниципальную клинику? Информация к размышлению: на всероссийской конференции, посвященной вопросам скорой медпомощи, прозвучало, что операции по стентированию, оказываемые в рамках экстренных показаний, войдут в систему обязательного медицинского страхования, то есть учреждения, которые владеют этой методикой, могут приобретать всё необходимое за счёт средств ФОМСа. Если это случится, то ГКБ-1 будет оказана очень существенная поддержка, и никакой смены статуса не нужно по определению.
Не будем забывать, что в Минздраве РФ рассматривается вопрос о том, что с 2015 года оказание высокотехнологичной медпомощи полностью войдёт в систему обязательного медицинского страхования. Тогда проблема вообще снимается полностью.