Преамбула
1. В страшном сне не могу представить мальчишек, девчонок, тем паче барышень серьёзного положения, носящихся по улицам Архангельска, не приведи Господь, Москвы, с брошюрками в руках, под крики: Манифест RU.РЕАЛИЗМА! Читайте Манифест RU.РЕАЛИЗМА! А посему, всё, не приглянувшееся, не запомнившееся из прочитанного стряхивайте с ушей, или где там ещё ненароком застряло. А теперь, извольте, около литературоведческая лапша собственного приготовления. Прошу отведать. 2.По моему глубокому убеждению, в истории мировой литературы русская мощно выделяется именно реализмом. Русская литература глубоко реалистична и это литература русского реализма. Таковы две стороны русской литературной медали высшей классической пробы. В мировом вербальном искусстве наша литература со времен Повестей временных лет и Слова о полку Игореве, с журчанием по камушкам предтечей Александра Пушкина и его современников, омутами Достоевского, сонной рябью Антона Чехова, полноводными ширями Льва Толстого, заливами Ивана Тургенева, перекатами Ивана Бунина, скучным течением Андрея Белого, Мережковского, безысходными стремнинами Михаила Булгакова и Бориса Пастернака к трагическим порогам писателей первой волны русской эмиграции, поперечными течениями Максима Горького, дамбами, запрудами, искусственными водоёмами, пугающими глубинами и невероятным мелководьем соцреализма, и, наконец, рукавами RU.РЕАЛИЗМА! текла, течёт и будет течь мощной полноводной рекой русского реализма. Вне всякого сомнения, в классической русской литературе было множество утопий. Мне запомнились две. Занудная, чернышевская «что делать?», стопудовое лекарство от бессонницы, и взрывающая тебя изнутри восторгом постижений, откровений и невероятной степенью свободы булгаковская Мастер и Маргарита. Русская литература полна разновидностей и вербального модернизма. Всевозможные декаданс, имажинизм, символизм, акмеизм бурно, будто пар из-под крышки, вырываются на свободу во времена российских смут и потрясений, когда на какой-то период, иногда затянувшийся, смещаются традиционные оси бытия. Нет времени для размышлений, потому как всё бурлит, клокочет, всё остро, больно, горячо. В такие годы литературные модернисты заполоняют своею скоропостижной литературой и собою всё мыслимое и немыслимое пространство, и сколько-то чувствуют себя Игорем Северяниным, забытым литературой, но не забытым литературной историей, королём поэтов конца Серебряного века. Но потом всё успокаивается, русский мир возвращает жизнь в колею, становящуюся привычной. И русская литература тоже возвращается в своё основное мощное течение — реализм. На моей памяти лишь однажды веточка литературного модернизма возникла в пору абсолютного государственного спокойствия, во времена брежневского застоя. Валентин Петрович Катаев — вне всякого сомнения мэтр соцреализма, на исходе жизни написал три повести-загадки с реальными персонажами, своими друзьями, и объединил под литературным направлением мавизм. Классик хитро похихикивал, мол, производное от мове- тон. Критики же желчно фыркали, дескать, знаем: старик лишь прикрывается дурным тоном. На самом деле мавизм — мой тон, лично его, катаевский. История с появлением катаевского мавизма — исключение, подтверждающее правило. 3. Среди составляющих русского реализма две мне кажутся особо важными. Реальность личности и реальность среды, невзирая на бесчисленные смещения пространств, социальных слоев, бытовой обстановки. Всевозможные составляющие реализма возникают в конкретных произведениях в степени информированности и таланта автора, насыщают его творение, или, напротив, превращают в протокольный стиль. Но это уже не к русскому реализму, а к персоналиям, барахтающимся в нём. 4. Всё. С преамбулой покончено. Переберёмся к сути RU.РЕАЛИЗМА
Название
1. Латинское RU вне всякого сомнения означает РУССКИЙ. Отчего же латиница? Да ещё и с намёком на всемирную паутину? Мне думается, такое начертание наиболее полно отражает планетарность информационного пространства, в коем в настоящем веке и времени находится русская литература реализма. 2. RU РЕАЛ (RЕАЛ) отображает реальность методами искусства. В реальности человек не может находиться вне информационного пространства. Пусть писатель предпочитает формулу искусства ради искусства, он существует не в вакууме. 3. Название RU.РЕАЛИЗМ, RU. РЕАЛ/RЕАЛ отражает расширившееся влияние мирового информационного пространства на русскую литературу. С исчезновением всевозможных естественных ограничителей в виде медленного передвижения новостей в пространстве в эпоху русской монархии или искусственных ограничителей социалистического века — это новая данность, влияние коей на русскую жизнь литературе русского реализма и предстоит освоить.
Платформа
1. У RU.РЕАЛИЗМА нет, не было и быть не могло отцов-основателей, поскольку предтечей RU.РЕАЛА оказалась вся огромная русская литература. RU.РЕАЛИЗМ — современный отрезок истории литературы русского реализма. 2. Литературные формы RU.РЕАЛИЗМА весьма разнообразны, сохраняют традиционные форматы рассказа, повести и прочее. RU.РЕАЛИЗМ сохранит объёмный, многоплановый, исчезающий из современной отечественной литературы русский роман, как одну из фирменных составляющих русской литературы. Однако, RU.РЕАЛИЗМУ характерен аконсервативный принцип: ничто не догма. В этой связи, вероятно, даже такая академическая форма, как роман, не затрагивая сути, претерпит архитектонические изменения. RU.РЕАЛИЗМ проповедует: литературным формам русского реализма необходимо придерживаться классицизма, им должно оставаться академичными. Но люди меняются неотвратимым, невозвратным образом. Русская литература реализма всегда отражала реалии. RU.РЕАЛИЗМ считает это главным постулатом. И потому уверен: даже академические литературные формы обязаны обладать реальной пластичностью. 3. RU.РЕАЛИЗМ жаждет особо обратить внимание: в нём нет и быть не может предпочтений и тем неприкосновенных, паче неприкасаемых. Все реалии жизни есть предмет литературы RU.РЕАЛИЗМА. Всё, что не есть реальность или сознательное искажение, изращение оной (концентрация криминальной чернухи, смакующий садизм, экзальтированный гламур и т.д.) — предмет иных отражений. Литература RU.РЕАЛИЗМА к этому априори не причастна. 4. Чирикать можно долго. Суть-то платформы проста: будь понятен и доступен, но не примитивен. Выпендривайся, но чувствуй меру. Кто судия сему? Сам автор, и только он.
Кто?
1. Не все. Только нижеследующие. Провинциальные, столичные, из медвежьей глуши, опубликованные, нажравшиеся тиражами, только ещё ждущие первого персонального типографского счастья или уже отчаявшиеся познать оное, робкие, застенчивые, нерешительные и пробивные, упёртые, с полными штанами амбиций, учёные и не очень, вообще неучи, с восемью коридорами вместо школы, с какого-то перепугу схватившие перо и бумагу, отринутые записными мэтрами и районными журналистами, равно как и обласканные оными, кто может писать и кто может не писать — всякий, в ком завелось это странное состояние: зуд бумагомарательства, при этом чувствующий, уверенный, убеждённый: предметом его творчества являются реалии мира — есть потенциальная творческая наполняющая литературы RU.РЕАЛИЗМА. 2. RU.РЕАЛИЗМ убежден: литература современности состоит из двух равнозначных составляющих: читателя и писателя. Сколько бы ни мнил о себе писатель, не тешил своё эго, реализм его творчества в равной степени определяет и читатель. Он голосует своим рублем, своим усердием, своим временем. Сколько бы ни мнил о себе читатель, реально развивает его внутренний духовный мир и писатель тоже. RU.РЕАЛИЗМ верен старому, как мир постулату: если читатель и писатель нашли друг друга, значит они друг друга достойны. Всякий читатель, коего не устраивает вербальное творчество вне контекста RU.РЕАЛИЗМА, есть мощная потенциальная составляющая дальнейшего развития русской литературы реализма, RU.РЕАЛИЗМА. 3. RU.РЕАЛИЗМ не контора, не союз, не министерство выдачи индульгенций. RЕАЛ — общность писателей и читателей литературы русского реализма времени RU, нашего времени. Это пространство литературного общения и воплощения. 1. Пишите и читайте. Ищите и находите друг друга где и как угодно, всеми доступными средствами коммуникации. Понимайте друг друга. Читательско-писательским литературным чутьём, шестым чувством чуйте: наши люди из RЕАЛА! 2. Общайтесь. Найдя друг друга, непременно общайтесь. Забивайте паутину. Договаривайтесь, встречайтесь, проговаривайте, читайте. Собирайтесь на квартирниках, на литературные пятницы, субботы, понедельники. Пейте кофе, чай, алко. Главное — проговаривайте и читайте. Живите вкусно, литературно, RЕАЛЬНО! 3. И тогда мы узнаем, что нас, литературных RЕАЛИСТОВ, на самом деле много.
А дальше?
1. Мы, RU РЕАЛИСТЫ, не станем завоевывать мир, даже литературный. Просто жить в этом литературном и не только мире окажется намного любопытнее, острее, увлекательнее — вкуснее. 2. Мы, RЕАЛИСТЫ, узнаем степень совсем иных свобод. Свободу соприкосновений, соучастий. 3. Мы, читатели и писатели RU РЕАЛА, начнем ездить друг к другу по литературным делам. Мы окажемся коллегами и друзьями по литературе. Утопия, конечно. Первая утопия RU РЕАЛИЗМА. Но, согласитесь, сколь вкусная началась бы жизнь. Помечтать-то никто не запрещает. А вдруг... На сём с Манифестами покончим. Приступим к делу. Итак, читатель, ты открыл ПЕРВЫЙ РОМАН RU РЕАЛИЗМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ АНГЕЛЫ». Теперь от меня уже ничего не зависит. Ангела тебе в помощь. С уважением, автор (Н.Харитонов)
Вот такое необычное предисловие к роману написал автор. Из первых откликов блогеров отметим следующий: «Само название RU.РЕАЛИЗМ тянет на Букеровскую премию». Братцы, и это в нашем Архангельске!!!