«Наши поезда — самые поездатые поезда в мире»...
Н. Фоменко, эфир радиостанции «Русское радио»
Кто крайний? Я за вами...
Едем в отпуск — решено было на семейном совете. Сказано — сделано. Выбор транспорта проблемой не стал — железная дорога. Два дня в пути не так много, да и возможностью страну посмотреть и храпака на славу задать пренебрегать не стоит. Айда за билетами! Мы — старые путешественники, поэтому в кассы на ж/д вокзал ни ногой. Что за 45 суток, что за 1 сутки — на южное направление результат не гарантирован. Зато ноги в очереди (занимать надо в 5-6 часов утра) наверняка оттопчешь да нервы пожжёшь.
Идём в сервис. Есть у нас одно заветное местечко, но адреском, извините, делиться не буду — самому ещё не раз понадобится. Просто на заметку — переплаченная сотня сервисного сбора за каждый билет ничто по сравнению со страданиями на вокзале. О них в красках и кошмарных подробностях вам расскажут попутчики, а мы начинаем паковать вещи.
Пассажир — это звучит гордо!
К Чёрному морю мы добирались на поезде Архангельск — Евпатория. С первых же минут поданный к перрону состав произвёл неизгладимое впечатление — одна часть вагонов серо-красная, другая привычно зелёная. Подошли к своему «отелю на колёсах» и призадумались, а доедем ли? Дело в том, что даже модная согласно ребрендингу серая краска не смогла скрыть явные следы жуткой коррозии.
— Сколько лет вагону? — спросил я у проводницы.
— Считай, как и мне, — ответила сударыня. Выходит, не меньше сорока, произвёл я нехитрый подсчёт.
Да, слышал я, что летом на южные направления составы сводные/сборные бывают (вагоны откуда только можно друг к другу прицепляют), но тут, пожалуй, уместнее будет величать поезд сбродным. Но выбирать не приходится, поэтому всю дорогу прислушивались к старческому кряхтению вагона. Понятное дело, ни о каком кондиционере и речи быть не могло. А жаль, ибо утром жара сразу заявила о себе, а на следующий день в степях Украины «прессанула» по полной. Хорошо хоть все окна открывались, и в туалете дырка в полу имелась — заходишь в клозет, труселя на крючок, в пустую «полторашку» воды набрал и на себя опрокинул. И никаких обтираний — пока до койки доплетёшься, уже и высох. И спасибо сердобольным гражданам на станциях — холодными пивом и минералкой снабжали исправно. Иначе — каюк!
Зато представьте, с какой гордостью услышали мы от проводницы, за двое суток пути единственный раз взявшей в руки веник, что наш рейс — МЕЖДУНАРОДНЫЙ!
И родина щедро поила меня...
Обратный путь лежал через Город-герой Москву. Поезд № 234. Проводник, дотошно проверив документы, запустил нас внутрь. Распихав багаж под полки, осматриваемся — не Рио-де-Жанейро, но определённо вагон поновее евпаторинского, вместо деревянных оконных рам — стеклопакеты. Но радость была недолгой — даже во тьме московской ночи (посадка в 23:10) мы сумели разглядеть, что наше окно утром не порадует милыми сердцу картинами малой Родины — весь проём за исключением форточки оказался в разводах. То же самое, как заколотить фанерой.
Ладно, на ёлки-палки насмотримся, когда за грибами пойдём, пора и на боковую собираться. В этот момент ожил динамик над купе. Женский голос сообщил, что нас рада обслужить 5-я резервная бригада проводников.
«Вот и познакомились», — подумал я и стал расстилать матрац. Раскатившись по полке, он явил сюрприз — в скатке оказалась пригоршня семечек. Спасибо, конечно, но мы привыкли со своим пайком путешествовать. А вот той самой 5 бригаде проводников не мешало бы проверять скатки, перед тем как начинать посадку пассажиров. Ибо второй матрац я разворачивал, внутренне готовый к свиданию с мышкой-норушкой. О многочисленных пятнах непонятного происхождения на как бы постельном белье я и не говорю — это же бренд, самый что ни на есть настоящий символ российских (в нашем случае северных) железных дорог.
...Березовым соком. С мякотью
Проводником у нас в вагоне (№ 12, если интересно) был солидный мужчина. Крепкий, статный. Наверное, именно стать и солидность никак не позволяли ему взяться за веник и пару раз промести пол в собственном вагоне. Могу, конечно ошибаться, но друзья говорили, что эту процедуру проводник ОБЯЗАН делать именно столько раз за сутки. Или это удел напарницы/напарника? Тогда понятно, почему от Москвы до Архангельска мы дышали пылью — «второго номера» мы не увидели вообще.
Но лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Да и много ли надо русскому человеку? Выдаёт «титан» кипяток, и ладно... Долго ли коротко ли, но добрались мы до Исакогорки. Стали вещи собирать, на выход готовиться. Но тут наш славный поезд встал, аккурат на полпути к ж/д мосту. И вместо Двины-красавицы наблюдали мы полчаса всем составом кособокие избёнки левобережья да только успевали отвечать на тревожные звонки родственников. Ни проводник в вагоне, ни громкая связь под потолком, ни администрация вокзала (для встречающих) не смогли сказать нам, а какого, собственно, хрена мы тут встали?!
Одно утешало нас — мимо Архангельска не проедем, ибо дальше некуда, да и на самолёт мы пересаживаться не собирались (не надо психовать, размышляя, как до аэропорта быстрее добраться). Только на следующий день, отмывшись и отоспавшись с дороги, узнали из новостей, что это не зулусские террористы нам такой «горячий» приём устроили, а местные чудаки рубанули при производстве работ спецкабель. Всяко, конечно, бывает, но если сегодня на грейдере без согласований в охранную (на словах или на деле?) зону кабеля кто-то вторгнется, то где гарантия, что завтра на тепловозе другой энтузиаст за грибами не рванёт... заре и поезду навстречу?
P.S. Отпуск кончился, пошли мы на работу... мимо особняка. Говорят, это дом г-на Шиленко — главного железнодорожника области! Порадовались — окошки чистые, порядок во дворе. Даже собачья будка из кругляка выглядит как сказочный домик. А у заборчика замер чёрный и сияющий лаком новенький «Ягуар». Говорят, тоже его. А мы уж... будем пробовать на самолёт пересаживаться.
_____________________
«К концу 2010-го года мы планируем полностью изменить внешний облик компании, включая самый заметный для пассажиров и грузоотправителей носитель стиля — подвижной состав. Красный цвет стал основным в логотипе компании, но это не значит, что все вагоны будут выкрашены в красный. И смысл ребрендинга здесь в том, чтобы новый внешний облик компании пришел к людям вместе с новым качеством сервиса и новыми возможностями». Антон Чичилимов, руководитель группы ребрендинга ОАО «РЖД».
«Новое лицо» российских желзных дорог — наш ответ на рыночные вызовы и жесткие требования, с которыми мы сталкиваемся при работе в России и за рубежом«, — считает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин (цитата по сайту «Reklamatik»).