Фельетон № 1
В архангельских офисных зданиях иногда можно встретить НЕЧТО в образе устрашнённой Аллы Пугачёвой. Коллеги-гадюки называют этот образ «Пип-шоу».
Это женщина не поёт, она лет шесть назад со свистом «вылетела» с областного ТВ за интриги и жадность. Имя её на нашем любимом областном ТВ уж и не помнят, ибо в памяти только кличка «Барби на пенсии» (люди творческие, как правило, ехидны). За ней, отставая на пару шагов, следует толстяк с косичкой в образе. Образ для Архангельска ещё более экзотический, чем пестрейший макияж «Пип-шоу Барби на пенсии». Чувак в образе колумбийского наркобарона: чёрные очки, цепяра, офигенный крест на круглом пузе... и дивное мужское декольте... из-под которого — ха, а волосатой груди нет!
Ибо природу не обманешь — он с Привоза и в Медельине никогда не был, а выращивать волосню на лысой северной груди в «Реалтрансхаере» ещё не научились. Кто они? Они клоуны, продающие загадоШную и непостижимую (без бутылки трудной воды) СОЛЬ ЗЕМЛИ ПОМОРСКОЙ. Соли в наших лесах нет, зато доверчивых бизнесменов немерено. Среди огромного числа деловых людей и (!) располагающих пиар-бюджетами чиновников экзотическая парочка отыскивает тех, которые клюют на всё блестящее. И чудо происходит!..
Вроде и фирма в полной дыре, вроде намедни даже на туалетной бумаге сэкономили, а тут — ХЛОП! Короче, сейф опустел, а парочка клоунов испарилась. Спустя какое-то время полуподпольно, без обещанных сигналов всеобщего оповещения в пыли эфирной, телевизионной появляется растянутое, гундосящее, скучное, но дюже пафосное творение. Это та самая СОЛЬ, которой нет в ЗЕМЛЕ ПОМОРСКОЙ.
И бизнесмен, проплативший эту СОЛЬ, начинает понимать, что на самом деле это СЛЁЗЫ ЗЕМЛИ ПОМОРСКОЙ, а никакая не СОЛЬ. Обманывали нашего брата помора с незапамятных времён, да только доверчив мужик. Так и новомодный бизнесмен: вроде крут, а как остаётся наедине с собой, по деньгам, потраченным на какую-то непонятную СОЛЬ ЗЕМЛИ ПОМОРСКОЙ, плачет.
А в дверь уже стучатся просители (дети малые, голодные, школы музыкальные нищие, инвалиды обморочные брошенные) — все они, оказывается, не помня подробностей слышали о некоей СОЛИ ЗЕМЛИ ПОМОРСКОЙ и отчаянно влюбились в него — простого трудягу-бизнесмена, который последние рубли у своей фирмы взял и отдал, ОТДАЛ!
Кому отдал? «Барби на пенсии из поморского ПИП-ШОУ», явившейся в сопровождении мачо из Медельина, отдал... За СОЛЬ ПОМОРСКУЮ, так и не понятную, отдал! А в дверь всё стучат и стучат бедные да сопливые... «Денег нет!» — кричит бизнесмен и клянёт себя за то, что в удовлетворении гордыни своей в безумие впал. А где клоуны? Какая разница — клоуны ищут новый кошелёк.
Найти струны махровой доверчивости, войти в душу, а выйти из офиса, причём с деньгами... желательно со всеми, что имеются в офисе — вот принцип описуемой породы. Пример с веселушкой Барби — это правда, характерная только для Архангельска. Парочка клоунов по-крайней мере не злобна — это их единственный плюс! Ах, ещё всё это смешно, и в конце концов право каждого бизнесмена хоть на пару минут, но впасть в детство — побыть клоуном, над доверчивостью которого посмеётся вся область! Спасибо, Барби!
Фельетон № 2
Существует в Архангельске некая студия с названием многообещающим и схожим по названию с телевидением «Поморье». Бизнесмен (как и в случае с клоунами) видит словосочетание и первым делом думает про областное ТВ. А о чём же ещё можно подумать, когда перед тобой иконоподобные лица бывших звёзд «Поморья»? Два былинных богатыря, два коренных помора, две истории... если утрировать процесс расставания с деньгами, происходит примерно так.
— Как, вы ещё не на пенсии? — бизнесмен недоумевает, словно перед ним эпос «Слово о полку Игореве» разыгрывается в натуре.
— Мы живём... — слышатся едва заметные нотки, напоминающие то ли ИДИШ, то ли Дерибасовскую улицу Одессы.
— Я хочу, чтоб меня по областному ТВ показали, чтоб фильм обо мне и моей фирме сделали, чтоб корпоративчик осветили, а ещё... а ещё... — бизнесмен начинает захлёбываться от счастья, снимая с языка явившихся богатырей весь ассортиментный перечень услуг, которые оказываются фирмой «Помор Фильм».
— Ты пойми, — исконно одесский ИДИШ меняется на «поморску говорю». — Мы не для себя стараемся, мы для ветеранов областного ТВ работаем, и если ты поможешь нам, то ждёт тебя слава вечная, дающая горы золотые.
В этот момент дёргаются самые потаённые струны в душе самого чёрствого и жадного бизнесмена. Возникает ощущение, что это круче любой даже самой красивой сказки... Ещё чуть-чуть, и блеснёт луч солнца над горой святого Моисея, разверзнется земля, и трещина в теле луннопейзажного Синая превратится в море Красивое, и рыбы сами выскочат из моря и смиренно лягут на сковородку.
— Я уже в раю? — бизнесмен закрывает глаза.
— Нет, ты клиент фирмы «Помор Фильм», — типично-конкретно отвечают нотки на исконно одесском идиш.
Бизнесмен открывает глаза. Но вместо людей-историй перед ними уже взрослая женщина без намёка на возвышенные чувства...
Так мы переходим к периоду правления на областном ТВ некой Жанны Тулиновой.
Напомним, что три-четыре года назад Жанна Викторовна Архангельск покинула — уехала (как и многие) в Москву за карьерой и заработком. Карьера и заработок, разумеется, наши предположения, ибо чужая душа — потёмки. Хотя что ещё кроме карьеры и заработка может сорвать человека с места? Разве что Жанна Викторовна хотела обогатить столицу знаниями о том, как делать телевидение. Москва — такая субстанция, где закрепляется только тот, кто пробивной, умный, креативный. Остальные возвращаются, отягощённые столичной распальцовкой, повидавшие красивой жизни. Жанна Тулинова вернулась. И отбросим разговоры о «тоске по малой Родине», мы же люди умные — тосковать можно, наведываясь раз в год. Кстати, опыт показывает: «столичные штучки», спустившиеся из Москвы в провинцию, редко добиваются даже подобия былой «звёздности».
Тулиновское руководство Службой телевизионных программ длилось чуть больше года. Простыми словами, Тулинова была начальником над всеми редакторами, ведущими и корреспондентами.
Заметим, что официально по Конституции цензуры у нас нет, но на гостелевидении (особенно после смены поколений в 2004–2005 годах) высказывать своё мнение стало не принято. Вместо субъективного мнения авторов есть главное мнение — мнение редактора. Формально это называется «отвечала за конечный продукт телекомпании — выпуски новостей». Ключевое слово — «отвечала». «ОтвечАЛА», потому что сегодня Тулинова де-факто на ТВ не работает.
Де-юре Тулинова «в декрете». Сначала Тулинову хотели уволить и вроде как был даже готов приказ комбата Васина, но потом Жанна Викторовна воспользовалась правом свободы передвижения, данным ей Конституцией. Съездила в Москву... И там, видимо, «довела точку зрения». В итоге принято вышеупомянутое дипломатически выверенное решение.
Причины «почти что исхода» Тулиновой достоверно знают многие: первая причина — профессионализм, который стал вызывать вопросы. Даже обычный зритель недоумевал: «Поморье» явно отставало даже от еженедельников, не говоря уже о качестве редактуры. К примеру, в апреле губернатор обнародовал декларацию о доходах. В первых числах мая по данному поводу отписались даже самые далёкие районные газеты. «Поморье» тему выдало чуть ли не как новость в КОНЦЕ МАЯ — ИЮНЕ.
А чего стоил сюжет о якобы некачественном молоке на молочных кухнях? Мамочке показалось. Шухеру в городе было — жуть, всё проверили — молоко оказалось нормальным. На «Поморье» 90% знает тайну, кто был той самой подозрительной мамочкой. Просто есть должности, на которых надо свои личные страхи/комплексы оставлять дома.
Но главная причина видится другой — до общественности долетел случай: Жанна делала попытки работать «налево». «Налево» — значит писать сценарии к коммерческим проектам не ВГТРКшного происхождения.
По корпоративным понятиям Жанна Тулинова, являясь одним из руководителей архангельского подразделения ВГТРК, должна была работать только на свою компанию, а никак не на конкурентов. На планете Земля ни одна уважающая себя компания не будет с подобным мириться.
В этом месте — без фантазий. 25 тысяч рублей стоит сценарий в исполнении данной особы. Ничего великого — так... фильм минут на 15-20 со съёмками в выходные дни. Ибо в остальное время надо детей кормить, по магазинам бегать, да ещё за всё местное информационное вещание отвечать. Какое тут 25-тысячное качество — не за качество платится, а за женщину Жанну Тулинову. Она, между прочим, рискует, ибо ВГТРК не приветствует работу на конкурентов. Но до Москвы далеко, а архангельские магазины с их дикими ценами близко. И кажется, Жанна готова была приступить, как только бумага зардеет подписью. Но бумага не зардела...
Итак, утомлённый читатель, мы подходим к главному. Конкуренция областному государственному каналу, тому самому, с Троицкого, 54. Замечу, что АТК — не в счёт, ибо их аудитория в количественном показателе прошибает на слезу, а в качестве именуется «дворовое». У филиала ВГТРК качество тоже заметно упало, но там другая беда — «обложили» так называемые конкуренты. На самом деле никакая это не конкуренция, ибо конкуренция — это когда честно. А тут...
Приступаем к рассмотрению важнейшего вопроса — об архивах «Поморья». Вот пример (есть ещё один пример, причём подтверждённый документально, но во имя спокойствия нашего источника информации о нём мы умолчим). Намедни в НАО начали серьёзную подготовку к очередному празднику. В НАО каждый праздник с запахом свежей нефти. Где нефть — там бюджет. Нефть патологически пахнет деньгами и пафосом...
Пафос невозможен без истории великих нефтяных дел. А история немыслима без кино-, видеоархива. Те самые кадры, которые умиляют своей зернистой в ч/б естественностью и неподкупность. В советские годы не было теле-, видеокамер. Всё (даже банальный ТВ сюжет) снималось на кино-. Каждый сантиметр киноплёнки оператор выгрызал из телерадиокомитета или (бывало!) из коллеги зазевавшегося оператора. Всё, что снималось в нашей области, не могло быть ничем иным как государственным. И в области не было ничего в сфере телевидения, что не подчинялось бы телерадиокомитету. Потом этот бывший комитет назывался по-разному. Но главное оставалось неизменным: правопреемственность, означающая преемственность ВСЕГО, что было произведено операторами, режиссёрами, мастерами пера. Каким образом часть этого несметного духовного и исторического богатства оказалась у частной фирмы?..
Пример с энергетикой и Чубайсом тут неуместен, ибо там были публичные предложения + соблюдены нюансы, к которым закон обязывает. В случае с кино-, видеоархивами никто и ничего публично не приватизировал, да это и невозможно. Ну и почему этим торгуют частники? В голову приходит только одна мысль: увы, но всё это в годы бардака было своровано. А нынче продаётся. Но почему же если я покупаю краденую мобилу, мой путь лежит в тюрьму, а если покупаю краденые кадры, мой путь лежит на пьедестал славы?
Кстати, ветераны областного ТВ вряд ли получают значимые суммы от этой фирмы, ибо как и все ветераны пребывают в нищете.
Обо всём этом, кстати, можно ещё расспросить Яна Берлина — в шальные годы заместителя председателя АГТР «Поморье», а ныне заместителя губернатора НАО по инфраструктурному развитию, засветившемуся в политтусовке Архангельска. Он в своих выступлениях почему-то всё никак не прольёт свет на вопрос, КТО ДОВЁЛ, РАСТАЩИЛ «ПОМОРЬЕ»?