***
С искусством в мире все в порядке. Другое дело, когда тебе с детства в музее, казалось бы, оплоте культуры, показывают картину и говорят: вот, дети, это и есть современное искусство. Величайший импрессионист Сафронов. Мысль о подрастающем поколении возникла, потому как во время посещения выставки так называемого гения проходила экскурсия для школьников. И им четко объясняли, в чем же гений «коммерческого» художника.
Но мы-то уже матерые, и нам не прожужжишь в уши про уникальность авторской техники. Достаточно увидеть, как изуродована великая красавица Софи Лорен или подобострастно изображен предприниматель Олег Дерипаска. Про пейзажи даже весело писать. Там много цветов, кораблей, несоразмерные елочные шары. Все это можно увидеть на открытках за 15 рублей в почтовых отделениях. Если портреты известных персон — еще куда ни шло, то пейзажы и картины из серии, что вижу о том и пишу, типа «Брюсов переулок, вид из моего окна» просто убивают. Типа как зафоткать на телефон Лувр и выложить в личном блоге с подписью «Побывал во Франции. Прикольно».
Стоимость картин неповторимого Сафронова начинается от 10 тысяч евро. Еще архангелогородцам предложили бонус: можно Никасу заказать собственный портрет. И тогда либо он будет прилетать работать в Архангельск, либо заказчик будет ездить к художнику. Говорят, он, который гений, пишет, в смысле, штампует картины за 15 дней. Казалось бы, что тут такого?! Вот Микеланджело «Страшный суд» писал четыре года. А за это время мог бы около ста сделать, ездил бы себе с выставкой а‑ля звездный «чес» по Италии. Нет же, упорный был, вечно что-то переписывал и переделывал до умопомрачения.
***
А Никас не тушуется. Никас разгуливал по городу в день открытия стелы, волосы его гордо развевались, лицо выглядело сверх меры подтянутым. И не боялся, что его остановят да поругают. Выставку-то открыл сначала для особо важных персон и улетел быстренько восвояси. Говорят, по особому приглашению позвали его сюда. Да мало ли что там говорят! Мы всяким сплетникам не верим, уж у высших эшелонов власти наверняка вкус достойный. Мы просто уверены, что есть неистовое желание у Никаса делиться своим трудом и величием с простыми людьми.
Правда, смутили нас некоторые отзывы в тетради, где посетители выставки писали что-то про скудность мысли и плоскость творчества. Можно понять людей, отдавших за три зала халтурки 300 рублей. Если внимательно вчитываться в названия картин, то можно увидеть, что и сам Никас понимает, что делает, и ему вся шумиха и популярность вокруг собственной личности просто в стеб. Под одним из полотен подписано «Нежное кощунство в истории искусства».
Вот оно. Чистосердечное признание, видимо. Чтобы уж наверняка было понятно, что такое Сафронов для современного искусства, надо вникнуть в гениальную, на наш взгляд, фразу. Журналист «Афиши» написал материал об эстрадниках, бьющих все рейтинги и зарабатывающих мешки денег. Цитируем главный посыл автора Александра Горбачева о Стасе Михайлове, Елене Ваенге и Григории Лепсе: «Постшансон — это саундтрек административных учреждений, бюджетный госпоп для бюджетных господ».
Так вот иконопись, кубизм, символизм и психологические портреты Никаса абсолютно попадают под вышеизложенное определение. И напоследок тем, что скажет, что мы просто, дескать, завидуем и истекаем желчью бездарности. Да. Наша зависть не знает границ. Мы никак не можем пережить, что не научились с такой же идентичностью копировать великих, мы просто страдаем от бессонницы оттого, что у нас все в порядке с творческим полетом и фантазией. Особенно после того как увидели полотно «Пойманная» Уильяма Бугро, датированное 1891-м годом. И странным образом идентичную ей от титана госпопа Никаса Степановича Сафронова картину «Ангел» от 1993-го года. Пока вы ищете 10 отличий, мы продолжаем бороться с презрением и завистью.
Пример плагиата можно посмотреть здесь