Нежданчик
На первом в этом учебном году родительском собрании классный руководитель сообщила, что наша школа присоединяется к проекту «Электронный дневник». И кратко поведала о его преимуществах: в Интернете в любое время родитель сможет увидеть не только выставляемые в режиме онлайн оценки своего чада (исправления невозможны) и узреть домашнее задание (попробуй, сачкани), но и прочитать рекомендации, замечания педагогов-предметников по поведению и обучению школяра. Плюс узнать о проводимых мероприятиях и классных достижениях.
Тем, кто согласен обзавестись таким средством контроля, нужно дать письменное согласие на обработку своих персональных данных и уплатить порядка 190 рублей (годовой абонемент) за обладание строго индивидуальным пин-кодом доступа. При этом старый добрый бумажный дневник не отменяется. На размышления было дано несколько дней. Мне хватило пары часов, чтобы понять: электронный дневник — такая же нужная вещь, как душевая кабинка в каждом классе.
Конспирация и ещё раз конспирация
Сразу скажу: не в деньгах дело. 190 рублей в год — это сегодня не деньги. Но поскольку я их зарабатываю, а не рисую, то хочу знать, на что они будут потрачены. Тем более что гарантированное Конституцией моей страны право моего ребёнка на бесплатное среднее образование никто не отменял.
Кому я плачу 190 рублей? Внятного ответа мне получить не удалось. Якобы, некий специалист типа системного администратора будет следить за тем, чтобы в любое время электронный дневник был доступен. Ни имени, ни фамилии спеца, состоит ли он в штате школы, или это специалист фирмы, которая разработала проект, где находится сама фирма — информации с гулькин нос.
Ещё насторожило то, что в документе, которым я даю согласие на обработку персональных данных, не указано, кто конкретно будет этим заниматься. И нет приличествующего договорам такого рода, обязательства второй стороны не разглашать мои данные вместе с готовностью нести ответственность за их возможную утечку на сторону. Одного этого достаточно, чтобы считать сделку сомнительной. Если помните, летом в распоряжении пользователей сети оказалось содержание смс-сообщений и разговоров абонентов компании сотовой связи...
Аргументы про оценки и задания «из первых рук» не убедили. Во‑первых, далеко не всегда найдётся время сравнивать записанное в обычном дневнике с содержанием электронного. Во-вторых, при подозрении, что детёныш начинает «химичить» с домашним заданием или исправляет оценки, достаточно просто позвонить классному руководителю или не прогуливать родительские собрания. А в-третьих, и это на мой взгляд самое главное, или есть у родителей контакт с ребёнком, или его нет. К тому же сделать половину от заданного — нормальное явление, и не надо его драматизировать. Себя вспомните... Если, конечно, самодеятельные «каникулы» не превращаются в систему. А возможность чувствовать себя «продвинутым» папашей нисколько не прельщает.
Два пишем, пять на ум пошло
Честно говоря, мне жалко классных руководителей, ибо на них возлагается бремя выставления оценок и внесения комментариев в электронный дневник. А ведь никто не снял с них обязанностей по проверке тетрадей, проведению уроков, классных часов, внеклассных мероприятий и экскурсий и т. д. А в сутках как было 24 часа, так и осталось. Справятся ли педагоги с дополнительной нагрузкой? Полагаю, что ведение электронного дневника не будет сопровождаться дополнительной оплатой. Или обломится некая часть из 190 рублей?
А теперь давайте посчитаем. В каждом классе (а предложения были сделаны всем) учится в среднем 25 детей. На параллели четыре класса = 100 человек. В школе (берём по максимуму) 11 параллелей = 1100 учеников. С каждого по 190 рублей = 209 000 рублей в год. А школ в Архангельске 56. И все они медленно, но верно движутся к обладанию электронными дневниками. Итого: 11 миллионов 794 тысячи рублей в год! И никто не гарантирует, что на следующий год плата не увеличится.
Но даже если части школ повезло законтачить с бизнесменами, продвигающими электронный дневник бесплатно (об этом чуть позже), то в любом случае два-три миллиона из наших кошельков будут выкачаны. При средней стоимости создания среднего интернет-сайта в 10-15 тысяч рублей такая сумма, согласитесь, нехилый приварок для бизнесменов.
Вскрытие показало: пациент мёртв
От рассуждений я перешёл к практике — напросился в гости к знакомым, которые год назад завели электронный дневник. Расписание уроков, оценки и домашние задания — банальное дублирование обычного дневника. Об этом я уже сказал. Переходим к рекламируемым преимуществам. Библиотека — их, бесплатных, в Интернете и так пруд пруди. К тому же читать саму книгу гораздо удобнее, чем с монитора. А вот заданный в поисковике список работ для самоконтроля и тренировки, причём за прошлый учебный год, выдал результат — 0. Забыли обновить или забили?
Ещё есть форум для общения детей, игры, сайт своей школы, словари, онлайн-переводчик, хранилище файлов для общения ребёнка со сверстниками... Господа, всё это уже есть в Интернете, только по раздельности. Ну и какой прок от того, что это собрали в кучу? «Вы верите, что от этого резко повысился пользовательский уровень владения компьютером вашего ребёнка?» — спросил я друзей. «Да что ты, — ответили они, — мы вообще киндеру про эти разделы не говорим — и так от компьютера не оттащишь».
Ничего не напоминает? На мой взгляд, типичная социальная сеть. Только детская. Думаю, уместным будет вспомнить недавнее высказывание генпрокурора России о необходимости контроля за социальными сетями. И хотя Юрий Чайка заявил об этом после августовских погромов в Лондоне, его озабоченность понятна — нет никакой гарантии, что в один прекрасный день ребёнок не получит, например, в письме откровенную порнографию или ссылку на экстремистскую литературу.
Более того, как рассказали мне под большим секретом в городском департаменте образования, в прошлом году, несмотря на контент-защиту, на страницах, обслуживаемых одной из фирм, занимающихся продвижением электронных дневников, обнаружились картинки весьма фривольного содержания. Концов так и не нашли, скандал замяли.
«Развод» по-русски
А теперь внимание: чиновник подтвердил, что электронный дневник — дело сугубо добровольное. Решение родительских комитетов, ссылки типа «во всех школах есть», аппеляция к нацпроекту «Образование», материалы всевозможных совещаний и встреч на тему информатизации школьного процесса и тому подобные аргументы не имеют никакой силы. Это всё дымзавеса.
Что с того, что в 2008-м году на заседании президиума Госсовета РФ в Петрозаводске Президент Медведев предложил ввести электронные дневник и журнал? А позже Станислав Филиппов, советник Министерства образования и науки РФ, заявил об электронных дневниках как обязательной составляющей электронного вида услуг?
А если завтра нам предложат по дну перейти Белое море, тоже пойдём? К тому же пожелание Президента, как разъяснила пресс-служба Министерства связи, касалось педагогов! Господин Медведев посчитал, что новации послужат ещё одним средством преодоления компьютерной неграмотности учителей.
Полагаю, что в очередной раз слова Президента были извращены. Уловив месседж, но не разобравшись, чиновники бросились претворять его в жизнь. А IT-предприниматели, прочухав возможность заработать, прикрываясь гарантом, въехали в школы, как намыленные. Вообще бизнесмены молодцы. Грамотно использовали генетическое раболепие местечковых чиновников перед Москвой — в Архангельске презентацию электронного дневника одна из фирм провела под патронажем областного министерства образования — это практически пропуск в любые школьные двери. Господин Иванкин, Вам заняться больше нечем?
P.S. Я не ретроград и не консерватор. Оплатить экскурсию в музей, поездку по историческим местам области, помочь в приобретении пособий — на хорошее дело мне денег не жалко. Просто я считаю, что в сфере Интернета есть масса нереализованных возможностей для школьного обучения, гораздо более перспективных, чем электронный дневник. Например, участие всем классом в научно-образовательных конференциях, скачивание для последующей демонстрации через медиа-проектор учебных фильмов, использование тренажёров, совместные со сверстниками из районов тренинги и т. д. А начать стоит с улучшения низкого качества интернет-связи и обеспечения всех, особенно сельских школ, современными машинами.
Андрей Мирошников специально для ИА «Эхо СЕВЕРА»