Не мозолистые руки
Якобы митинг. Якобы, потому что не рифмуется количество участников с тем накалом страстей на предприятии, о котором сообщают СМИ города корабелов. И дождь здесь не при чём. Когда нечем кормить семью, никакие природные катаклизмы не помеха для справедливого гнева.
Митинг, по словам присутствующих на мероприятии коллег, очень напоминал срежиссированное действо. Тщательно, но дурно — отдайте зарплату и верните директора Васильева. Да и не похожи были собравшиеся на затюканных происками чиновников и управленцев водителей, слесарей и кондукторов. И не потому что они должны быть в спецовках, с перепачканными мазутом и смазкой лицами.
А вот руки... руки должны быть в мозолях. Мы видели руки работяг от «баранки». Вспомните сцену из фильма «Место встречи изменить нельзя», когда Шарапов под видом уголовника заявился «на малину» банды «Чёрная кошка» и, рассказывая свою легенду, упомянул, что работает водилой, а подруга Карпа тут же заметила главарю: «Ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофёр, как из Промокашки скрипач».
К чему мы это? Внимательно рассмотрев фото митингующих, мы будто перенеслись в «лихие 90‑е»: кожаные куртки/пиджаки, барсетка под мышкой. А если на фото убрать женщин, полицию и журналистов, то получится мизансцена, напоминающая «стрелку». А один из главных действующих лиц — Константин Доронин (в куртке с номером на груди), вот совпадение, — вылитый «Белый адвокат» Званцев из телесериала «Бандитский Петербург». Но он в этом, конечно же, не виноват.
На пресс-конференции, состоявшейся в мэрии Северодвинска 27 июня, и. о. директора Михаил Новосельцев заявил, что заявления митингующих о препятствовании выхода на акцию протеста — ложь. И предложил сомневающимся просмотреть записи камер видеонаблюдения. И добавил: с коллективом проводились встречи, но часть сотрудников выбрала вот такой способ своего волеизъявления.
Как сказал нам Михаил Новосельцев, часть из митингующих правдорубов, кстати, не уволенных, а работающих (это к заявлениям о сокращениях/увольнениях) была принята на работу при директоре Васильеве. Причём на руководящие должности, со средней зарплатой от 25 до 40 тысяч рублей. И со сменой руководства их жалованье и статус не пострадали.
Более того, их приглашали пообщаться, готовы были выслушать предложения, но дальше мелочных претензий (например, не позвали на планёрку) ничего стоящего озвучено не было. Ну и как после этого верить их заявлениям?
Пациент скорее жив, чем мёртв
А теперь об итогах аудиторской проверки. Была проверена документация за период с 15 августа по 31 декабря 2011 года — с того момента, как завершилось превращение муниципального предприятия в акционерное общество, 100% акций которого принадлежит мэрии Северодвинска, и когда директором был Алексей Васильев. Сравнение положения дел на ПАТП аудиторы делали с аналогичным периодом 2010 года.
Не будем утомлять цифирью, сразу вывод: убыток вырос на 64 %. Вот вам и управленческий гений господина Васильева. Вот и подтвердилось наше мнение, что одними словами/теориями, пусть и правильными, предприятие из долговой ямы не вытащишь. А туда оно сверзилось и продолжает пребывать в силу следующих причин:
— многомиллионные долги, возникшие ещё до 2009 года и образовавшиеся вследствие кабальных по сути договоров аренды автобусов. В 2009 году стоимость аренды была снижена, но уже накопленная задолженность не была выплачена;
— замена с 1 января 2011 года единого социального налога (26 %) на страховые взносы (в сумме 34 %);
— постоянно формирующаяся задолженность по налогам и взносам во внебюджетные фонды, блокирующая счета ПАТП;
— экономически необоснованный тариф. Проезд стоит 17 рублей, а по уму должен быть 21-22 рубля;
— 44 автобуса, треть подвижного состава, арендуются — 2,2 миллиона рублей ежемесячно отдай и не греши;
— экономически необоснованное увеличение на 30 % зарплаты сотрудникам ПАТП, повлекшее автоматом рост объема отчислений в различные фонды. Одним словом, пир во время чумы — оклады повысили, а средств на это не было.
Тем не менее, ПАТП продолжает перевозить северодвинцев, а мэрия ищет выходы из кризиса. Это нонсенс — предприятие управляется фактически в ручном режиме чиновниками, которые этим заниматься никак не должны. Но тут без вариантов — сколько директоров ни назначали, проблем меньше не становилось. Хотя, говорили мы, признала и мэрия — к чести директора Васильева, он смог разобраться с шахер-махер по топливу, запчастям и т. д. и во многом решить проблему так называемых нелегалов.
Курс на выздоровление
Большого или маленького плана по выводу ПАТП из затяжного кризиса у мэрии нет. Да и откуда ему взяться, если не до конца понятна (в бухгалтерии чёрт ногу сломит) вся экономика предприятия. Нюанс — из 29 городских маршрутов предприятие обслуживает 22. И никто никогда не считал, какой из них рентабельный, а какой нет. И это хорошо. Если бы на пресс-конференции прозвучало бодрое «Мы знаем, что делать», мы были бы первыми, кто сказал: не верим, нечисто тут.
А вот о первоочередных шагах нам рассказали. Например, всё-таки досконально проверить обоснованность нынешней численности сотрудников ПАТП и снизить затраты по арендной плате, выкупив часть автобусов. По первому предложению: есть основания полагать, что количество управленческого персонала завышено. По второму: ожидаемый эффект — ежемесячная экономия минимум 1 миллион рублей. Которые, не исключено, пойдут на выплату зарплаты, ибо отменять повышение никто не будет — тут настоящий митинг гарантирован. Могут и стёкла в мэрии побить. Но сделка будет проведена только после скрупулёзной оценки автопарка. Предлагаемая сегодня цена (порядка 700 тысяч рублей за автобус 2006 года выпуска) даже нам, людям, далёким от этого бизнеса, показалась большой.
28 июня на сессии северодвинского ГорСовета депутаты поддержали предложение мэра Гмырина о выделении на выкуп 16 с половиной миллионов рублей. По предварительным расчётам их должно хватить на выкуп до 30 машин. Если всё сложится удачно, то за год из вложенной суммы «отобьют» 12 миллионов. Так же достигнута договорённость с предпринимателем по снижению арендной платы за 6 автобусов. С 60 до 30 тысяч рублей. В итоге депутаты решили, что 16 с половиной миллионов будут перечислены ПАТП только после предоставления результатов оценки автобусов и технико-экономического обоснования выкупа. Чтобы было с кого спросить, если вдруг окажется всё не так красиво, как расписывали.
P.S. Через день после пресс-конференции руководство ПАТП передало в СМИ заявление, в котором говорится, цитируем:
«...Отсутствуют какие-либо основания делать утверждения о попытке захвата пассажирского предприятия со стороны муниципалитета. Это противоречит здравому смыслу, так как у собственника, а город владеет 100 процентами акций ПАТП, нет причин захватывать самому у себя принадлежащее ему имущество. Бывшим руководителем ПАТП (Алексеем Васильевым — прим. ред.) активно сеется паника... Отдельные работники предприятия оказались заложниками нереализованных амбиций бывшего руководства... Мы выступаем категорически против таких методов, призываем коллектив сохранить спокойствие и не поддаваться на любые возможные провокации». Без комментариев.