Гнев жителей Онеги понять несложно — с отменой прямого поезда (официальная причина — убыточность перевозок) им теперь приходится добираться до Архангельска через станцию Обозерская, что вызывает массу проблем. А существующая по большому счёту только на бумаге автомобильная дорога через Северодвинск по факту является лишь направлением. При этом отметим, что все заверения экс-министра транспорта Белокоровина о возвращении поезда так и остались пустыми обещаниями. Нетрудно представить, как была воспринята весть о прямых поездах для осуждённых/заключённых. Люди вопрошали — выходит, чтобы ездить как раньше, надо сначала стать з/к? Почему нельзя прицепить к этому составу пару вагонов для онежан?
Как сообщили ИА «Эхо Севера» в пресс-службе УФСИН по Архангельской области, никаких специальных составов для перевозки три раза в месяц своего контингента в Онегу нет. Спецвагон на общих основаниях движется от Архангельска до станции Обозерская, а там перецепляется к поезду на Онегу. Аналогичным образом перевозятся осуждённые из Онеги в Архангельск.
Единственное, что не вызывает сомнения, так это то, что жителей Онеги достал транспортный коллапс, в котором они абсолютно не виноваты. И очень слабым утешением служит тот факт, что Правительство области обратится в Москву с просьбой обеспечить безубыточную работу пригородных поездов. Проще говоря, Правительство Орлова попросило денег у Путина. На уровне области возможностей дотировать пригородные пассажироперевозки по железной дороге нет.
К тому же, как стало известно на прошедшем совещании, посвящённом этому вопросу, неплохо было бы умерить аппетиты «Северной пригородной пассажирской компании». Объясняем: в прошлом году РЖД были разделены на несколько предприятий по видам деятельности. Типа, это позволит сократить издержки всех структурных подразделений монополиста. Пригородными перевозками в Архангельской области занялась как раз «Северная пригородная пассажирская компания» с главным офисом в Ярославле.
По мнению железнодорожников, безубыточный тариф на территории Поморья должен составлять сорок рублей за одну зону — то есть в три раза выше действующего. Если же оставить расценки на существующем уровне, то необходима компенсация из регионального бюджета в объеме почти в полмиллиарда рублей. Таких денег у области нет. Взять кредит, чтобы расплатиться с железнодорожниками, регион также не может, ибо и без него к концу года госдолг Поморья составит 18 миллиардов рублей.
Да и с каких щей областной бюджет должен платить за аренду вагонов «Северной пригородной пассажирской компании», которые она берёт у «мамы» — «РЖД»? В Агентстве по тарифам и ценам выяснили, что львиную долю всех затрат (87 %) «Северной пригородной пассажирской компании» составляет именно аренда подвижного состава. Причём размер арендной платы государством не регулируется, соответственно, железнодорожники могут потребовать с области и миллиард рублей.
Крайне примечательна информация о решении проблемы оплаты, озвученная железнодорожниками на совещании. Они в качестве примера привели Иркутскую область, где на один день было прекращено движение поездов. Эта радикальная мера вынудила иркутские региональные власти заплатить монополисту. Это что — шантаж?
Тем временем, как ранее сообщало ИА «Эхо Севера», две недели назад был отменён вечерний воскресный пригородный поезд сообщением «Северодвинск — станция Лайская» и «станция Лайская — Северодвинск». Причина всё та же — «Северная пригородная пассажирская компания» несёт убытки. Какой поезд сократят следующим?
На фото: пригородный поезд в Таиланде. Он просто есть.