Максимум впечатлений/нарушений Архангельская транспортная прокуратура обнаружила в Мезенском и Лешуконском районах: перегруз, отсутствие лицензий, суда-фантомы, перевозки без билетов, учёт пассажиров либо отсутствует, либо вёлся в виде безымянных палочек в блокнотике у матроса, спассредства, доставшиеся в наследство от СССР...
Прошёл год, и мы спросили у прокуратуры, есть ли толк от проверок? И так совпало, что на минувшей неделе, 12 июля, на Соловках высадился целый десант проверяющих: транспортная прокуратура, МЧС, ГИМС, государственный морской-речной надзор во главе с замгубернатора по Соловкам Романом Балашовым. На повестке — безопасность пожарная и на водных объектах. Результаты рейда на архипелаге в той или иной степени можно считать тождественными положению дел для всех остальных портов и гаваней области — бардака хватает.
Причалы, корабли, катера
На Соловках три работающих причала: водорослевого комбината, муниципальный (Тамарин причал — сдан в аренду муниципальному предприятию «Соловки Сервис») и монастырский. В основном все причалы пригодны к эксплуатации. Нарушения: отсутствие спасательных постов либо ненадлежащее их оборудование средствами спасения, отсутствие леерного ограждения и пожарного поста (Тамарин причал) и т. д.
Очевидно, что это не самые затратные в плане исполнения требования. Поэтому никакие ссылки на вандализм и воровство местных жителей, шторма и прочие погодные условия, ломающие причалы, нехватку денег и отсутствие подрядчиков не являются объективными причинами, оправдывающими владельцев причалов. Скорее всего, имеет место быть обыкновенное разгильдяйство.
Как возят и на чём возят — оставляет желать лучшего техническое состояние судов, наличие положенного количества спасательных средств или их исправности, допускается перевозка пассажиров сверх установленного количества. На практике это выглядит так: катер может перевозить не более 12 человек. Столько и везут, но забывая при этом, что экипаж судна должен быть «внутри» этой дюжины, а не «сверху». Соответственно, спасательных кругов или жилетов, случись беда, на всех не хватит.
Не все суда выходят в рейс с обязательным минимумом команды, не выполняется распоряжение капитана порта о правилах швартовки лодок и катеров. Одному судну из-за отсутствующего моториста плюс нехватки спасательных кругов и несоответствия средств пожаротушения требуемым была запрещена эксплуатация до полного устранения «косяков».
Попался в сети проверяющих и один «дикарь», у которого по большому счёту не было ничего кроме самой лодки. Кстати, как таковой базы для стоянки маломерных судов на Соловках нет. Кто где нашёл место, там и приткнулся. Почему администрация Соловков до сих пор не озаботилась этой проблемой, непонятно.
Чудеса с регистрацией
Ещё один момент, на который обратили внимание проверяющие, — большинство маломерных судов, перевозящие людей, зарегистрированы в Кеми. И всё бы ничего, но есть основания полагать, что некоторые судовладельцы таким образом уходят от проверок. Вызывает сомнения и сама принадлежность некоторых судов к маломерному флоту. Всё просто — их хозяевам так проще, ибо требования к «малышам» мягче. Так это или нет, Архангельская транспортная прокуратура будет разбираться вместе с карельскими коллегами.
Со своей стороны ГИМС намерена изменить практику контроля за своим флотом. На Соловки планируют регулярно, вахтовым методом, высаживать сотрудников из других территориальных подразделений. Смысл простой — ликвидировать кумовство. Не секрет, что сотрудник ГИМС — такой же местный житель, как и те, кого он должен контролировать/наказывать. А значит, можно с большой долей вероятности предполагать, что под влиянием этого фактора его глаз может оказаться замыленным. Или вообще смотреть в другую сторону.
По всем нарушениям составлены акты и протоколы о привлечении к административной ответственности, вынесены предписания. Но одними карательными мерами пассажироперевозки безопасными не сделать. Нужно, чтобы изменилось сознание. Как владельцев и капитанов судов, так и самих пассажиров. А пока превалирует извечное русское «авось». И никакие отговорки про незнание изменений в законодательстве, отсутствие финансирования не могут быть приняты во внимание. И не только потому, что раз Соловки объявлены архангельской туристической меккой, то гостям архипелага должно быть уютно и комфортно, начиная от палубы судна до скамеечки на экскурсионном маршруте. Есть такое слово — самоуважение. От него и надо плясать.
P. S. Понятно, что выявленные нарушения — это лишь самая верхушка: на Соловках знали о предстоящем визите и успели попрятаться. Да и во времени проверяющие были ограничены. В противном случае мы бы наверняка узнали об одной очень интересной лодочной станции, которая, есть основания полагать, абсолютно нелегальная. Кто бывал на архипелаге в качестве туриста, не даст соврать — перевозки на всевозможных плавсредствах имеют массовый характер и весьма далеки от идеала.
_______________________________________________
Законопроект о транспортной безопасности и ужесточении контроля за судоходством на внутренних водных путях РФ, подготовленный после крушения «Булгарии», пока не принят Государственной Думой, однако его одобрение ожидается в ближайшем времени, сообщил Ространснадзор.
Документ предусматривает, в частности, поправки в КоАП РФ, увеличивающие в 10, а то и в 20 раз штрафы за безлицензионную перевозку пассажиров. Помимо этого документ предусматривает возможность приостановки деятельности недобросовестной транспортной компании до 90 суток. Штраф за работу без лицензии составит от 50 до 100 тысяч рублей для граждан и должностных лиц с возможной конфискацией транспортного средства (сейчас 2-5 тысяч рублей) и от 400 до 500 тысяч рублей для юрлиц (сейчас 50 тысяч рублей).
Ространснадзор считает, что в случае принятия этих поправок предпринимателям станет невыгодно нарушать закон, так как затраты на поддержание судна в нормальном состоянии и оборудование его всем необходимым будут меньше штрафов за нарушения.
По информации РИА «НОВОСТИ»