А если серьёзно, то именно покупка билетов туда и обратно остаётся, пожалуй, самой большой головной болью отдыхающих. И как-то незаметно, чтобы в РЖД активно решали эту проблему. В качестве иллюстрации реальная история, рассказанная архангелогородцами, съездившими отдохнуть в Ейск. Быть может, для кого-то она будет не в новинку, но надеемся, что для остальных послужит своего рода памяткой путешественника.
Хватай мешки, вокзал отходит
Как правило, люди пытаются взять билеты в оба конца за 45 суток. Но это не всегда возможно. Осложняет ситуацию и то, что нередко посадка на обратную дорогу производится не со станции отправления поезда, а с промежуточной площадки. И рассчитывать можно только на те билеты, которые есть в её кассе на момент обращения, лично или через Интернет. Или, как вариант, брать билеты с предыдущей станции, но садиться на своей.
Так вот, как правило, обратная дорога из Ейска на прямом поезде «Новороссийск — Архангельск» начинается со станции «Староминская». День на день не приходится, количество билетов всегда разное. Разные и места. Может быть, что есть и купе, и плацкарт, а может, и что-то одно. Например, только купе. Дорого/не дорого, а хочешь домой вернуться — купишь.
Но не зря говорят, что голь на выдумки хитра. Есть такая станция «ПРОТОКА», она ближе к Новороссийску. От неё до станции «Староминская» поезд идёт около 4 часов. Но расстояние тут не главное. Главное, что на станции «Протока» свободных мест в поезде «Новороссийск — Архангельск», как правило, больше. В разы больше. Вот и смекнули бывалые туристы, что брать билеты до столицы Поморья надо от «Протоки», а садиться в Староминской, добравшись до неё от Ейска на такси или электричке.
Да, приходится переплачивать (пусть генералитет РЖД сытно ест и вкусно пьёт), да, часть мест в эти четыре часа перевозят воздух, но другого варианта у наших героев не было.
Доверяй, но проверяй
Мы проверили рассказ. Всё подтвердилось Включили Интернет, зашли на официальный сайт РЖД, где в открытом доступе есть вся база имеющихся билетов. Смотрим наличие билетов на абстрактную дату, 18 августа, маршрут «Староминская-т.-Архангельск». В наличии 3 купе. А на станции «Протока» на 17 августа (отправление от Новороссийска в ночь) до Архангельска есть 148 плацкартных мест и 30 купейных.
Возникает вопрос: если больший пассажиропоток вливается в поезд со станции «Староминская», то почему бы не позаботиться о пассажирах и изначально не перекинуть на неё те места, которые не распродаются с «Протоки» или других станций?
Примечательно, что по словам других пассажиров, ситуация, аналогичная вышеописанной, встречается чуть ли не на каждом шагу. Например, смотрим билеты на поезд того же сообщения, но с посадкой 3 августа в Ярославле. Находим 1 купе. А теперь задаём запрос по станции «Данилов», которая находится в одном часе езды от Ярославля. Ничего удивительного — обнаруживаем 38 свободных плацкартов и 22 купе. Оговорка: наличие мест указано на момент написания материала (14 июля), ко времени выхода, быть может, цифры немного поменяются, но соотношение, уверены, останется прежним. Говорят, иногда так же происходит с поездами «Архангельск-Котлас», «Архангельск-Москва».
Двое на одной полке
Не будем морализировать насчёт того, что порой кассиры сами предлагают купить билет с переплатой. Они искренне хотят помочь, хотя это то же самое, как прийти в магазин купить пельмени и узнать, что это невозможно без приобретения ещё и кастрюли.
Вернёмся к путешествию от станции «Староминская». Самое интересное, что посадка на ней при наличии билета от станции «Протока» не гарантирует окончания треволнений. Может случиться так, что вы заходите в вагон, а на месте, которые вы уже считаете полностью своим, сидит другой человек с абсолютно законно приобретённым билетом.
Как так, спросите вы? Всё просто — в Правилах перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа сказано, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе. Сиречь в билете. То есть если у вас билет от «Протоки», но вы там не сели, то проводник имеет полное право счесть вас опоздавшим, и за те четыре часа, которые поезд преодолевает до станции «Староминская», оплаченное, но не занятое место снова может поступить в продажу. И достаться человеку, который на Староминской подбежал к окошку кассы в последний момент, пока вы на перроне семечки грызли в ожидании поезда.
Ни вы, ни второй пассажир на вашем месте, естественно, не захотите спать друг на друге, и поэтому кому-то из вас придется переехать, а если в поезде нет свободных мест... Застраховаться от такого сценария можно только одним способом — садиться на станции «Протока», опять же переплачивая таксисту или водителю маршрутки.
Нелепая безопасность
Россия борется с террором. Одной из преград на пути негодяев с бомбами/газами/автоматами призваны стать ворота — металлодетекторы, которые установлены на всех вокзалах.
На архангельском ж/д вокзале мы насчитали их целых пять штук. Стоит одно такое устройство, судя по информации на сайте компании-изготовителя, в среднем 130 тысяч рублей.
Элементарный подсчёт показывает, что железная дорога потратила на обеспечение нашей безопасности около 650 тысяч. Но очень похоже, что эти деньги выброшены на ветер.
В отличие от аэропорта «Архангельск», где металлодетектор проходишь по полной программе (по сигналу тревоги придётся снимать/показывать всё металлическое вплоть до последнего пирсинга), на ж/д вокзале все пять рамок «пищат» как резаные, но никому из стражей порядка до их визга и дела нет.
Ну и зачем они тогда вообще нужны? Тем более что около них постоянно возникают «пробки» из числа идущих на посадку людей. Полагаем, что подавляющее большинство пассажиров разделяет нашу точку зрения. Одним словом, проходи кто хочешь, проноси что хочешь.
Не знаем, как обстоят дела с вокзальными металлодетекторами в других городах, но уверены, что не только в Архангельске они непременный элемент интерьера. Риторический вопрос: не лучше ли было вместо такой профанации сократить стоимость проезда?