Анализировать нечего, надо дать им поработать — решили журналисты нашей редакции 26 октября, когда официальный правительственный сайт обнародовал сообщение об утверждении списка членов Палаты. Прошёл месяц...
Палата оправдывает самые пессимистические прогнозы — до сих пор её члены бьются за тёплые места и за власть, попутно ОБУСТРАИВАЯСЬ: комитеты, заместители, структуры...
Странно, ведь они не орган власти, а всего лишь ЧЛЕНЫ, которых крохотная часть ОБЩЕСТВА наделила правом давать советы властям. И то не всегда, а только когда те разрешат рот открыть и к столу пригласят!
А ЖИЗНЬ не ЖДЁТ! Жизнь, как любит говорить Дмитрий Анатольевич Медведев, «бросает вызовы». Так, например, Правительство Орлова неуклюже сократило бюджетные ассигнования на: питание некоторым категориям кормящих матерей, чуть не отобрали у мамочек компенсацию за непосещение дитятком садика, отняли деньги у ряда ветеранов труда.
Общественная палата Архангельской области на это никак не отреагировала. Да и что могли поделать в такой обстановке её члены — люди в основном ущербные (как личности) и зависимые от губернатора во всём...
Но вот произошло событие, которое задело за душу. Людей, кто читает новости. И нас — журналистов редакции «Правды Северо-Запада» — задело...
Не лично, а по сердцу резануло, болью в душе отозвалось!
На минувшей неделе Верховный Суд России признал легитимность Приказа Минтранса и законным право авиакомпаний отказывать в перевозке пассажиров в инвалидных креслах в случае, если на воздушном судне отсутствуют необходимые для этого условия.
Инвалидам и так-то тяжело. Теперь и тяжело, и печально, и грустно. Особенно тем, что живут на Русском Севере — из Архангельска пути только через столицы. Это ярославцы в Первопрестольную на комфортабельной электричке (туалет для инвалидов и с подъёмниками) за 2-3 часа доберутся. А у нас электричек нет В ПРИНЦИПЕ.
В тупик, именуемый станцией «Архангельск», и из тупика в сторону столиц локомотивы, как в XIX веке на угольной тяге, тащат пару десятков дряхлых железных бараков, в которые инвалид на коляске вряд ли влезет. А если и влезет, то едва ли выживет. Думаете, что я утрирую?
Тогда вспомните туалет в любом из вагонов и подумайте, что инвалиду захотелось писать...
Но туалет — не самое страшное, если вспомнить, что пассажирские поезда очень часто приходят в Архангельск на второй путь. Там нет перрона...
Самолёт для северян (а тем более инвалидов) — не роскошь, а способ передвижения. По земле дорога до центра от нас длинная и трудная. Вот почему инвалид стал ещё несчастнее — он стал НЕВЫЕЗДНЫМ!
Как еврей в царской России после введения ценза оседлости, как африканцы в бантустанах времён апартеида в ЮАР, как палестинцы в Секторе Газа.
Заметим, что российские инвалиды и так-то не злоупотребляют по части пристрастий к путешествиям. Они в отличие от немецких и английских — редкие гости на борту авиалайнеров. Странствуют, кстати, за полную цену только те, кому помогают родственники, друзья, или кто, борясь с недугом, ещё и зарабатывает.
В любом случае самое подлое, что можно придумать, — это отнять у человека право на мечту. Мечту сесть на борт лайнера и...
Как поёт певица Ёлка, «а там ещё немного и Прованс! Ля-ля-ля!»
Бесчеловечно это. Ибо многие инвалиды не потеряли надежду на лечение в Германии или Израиле — странах, где не человек для медицины, а медицина для человека. Там за баснословные деньги делают чудеса, на которые наше постоянно реформируемое здравоохранение не способно.
То есть чиновники из столицы не только подло украли мечту, но и вероломно «убили» Надежду!
А вот теперь перейдём к пощёчинам, подзатыльникам и пинкам под зад. Оглашаем позорный для Общественной палаты факт!
Дело в том, что в Верховный Суд подало заявление и «успешно» его проиграло Общество Защиты Прав Потребителя. Именно эта организация и пыталась оспорить пункт Приказа Минтранса, а не всевозможные правозащитники, не Хельсинская группа, не Еврокомиссия по правам Человека. И уж тем более *опу с места не сдвинули расплодившиеся правозащитники... Тихо сидят представители «Третьего Сектора» — центры социальных инициатив типа «Гаранта.
Даже не пукая, будто засунули языки в задницы, молчат общественники из различных НКО, расплодившихся, будто москиты в болотах Гондураса. Будто в зобу спёрло у велеречивых президентов и председателей многочисленных обществ инвалидов...
А помните общественника Николая Мякшина, приметного некогда «пассажира» в интерьерах президиумов собраний и заседаний советов? А что же он, председатель общественной организации «Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области», молчит про дискриминацию инвалидов?
Почём молчим? Наверное, дело в том, что сеньор Мякшин в Палате стали-с ЧЛЕНОМ. А ЧЛЕНЫ в Общественной палате по самые гланды работой заняты-с? А вопросы типа «Для кого? На кого? Как работают?» являются риторическими, как и вопрос о наличии совести. Её наличие не было условием попадания в данный, с позволения сказать, орган.
Следующий! — кричал заведующий! История учит: театр абсурда — путь к трагедии
Итак, сегодня инвалидов ограничили в праве воспользоваться услугами гражданской авиации. Интересно, а кому завтра мистер Минтранс прикажет «отказывать в перевозке, если на борту воздушного судна не создано необходимых условий?»
Детям? Больным синдромом Дауна? Полным? Чрезмерно высоким? Дурно пахнущим? Страдающим энурезом? Гражданам без педикюра? Лысым? Кучерявым?
Исторический опыт учит, что абсурд — он как первый укол героином: начать — как два пальца «абас-с‑фальт», а остановиться трудно.
К абсурду общество привыкает незаметно. Так, в Германии в 30‑х годах достопочтенные бюргеры не заметили исчезновения части соседей — они в панике покинули дома и бежали из Рейха. Потом исчезли другие соседи, а в цирюльне милого еврейского старичка Цахиса сменился антураж: вместо фотографий еврейской бабушки на видное место взгромоздилась паукастая свастика. Дискомфорт бюргеры ощутили через пару недель, но не от того, что на фотографии еврейской бабушки потоптался сапог ушлёпка из гитлерюгенда, а от порезов, вызванных неумелым бритьём «опаской» и совсем не немецкими зарослями. Ну а потом это стало привычкой: у одних примечать исход соседей, у других — пополнять концлагеря.
Пример с Германией 30‑х, возможно, на грани фола. Это чтоб прошибло. Исторически ситуация с инвалидами сродни апартеиду: белое Правительство «чёрной» ЮАР в 70-80‑х годах прошлого столетия ограничивало перемещение по стране коренных африканцев «очень загорелых людей» и в итоге создали для каждого племени около 30‑ти бантустанов с наименованием (к названию племени добавляли слово «land») и с границами. ТЕОРЕТИЧЕСКИ из квази-государств можно было уезжать хоть в Россию, хоть на Луну. Но практически это было невозможно: аэропортов и туннелей не было, а на тысячи километров вокруг каждого бантустана была территория ЮАР. Nation reservation по принципу цвета кожи.
А теперь найдите хоть одно отличие от положения, в котором оказались инвалиды Архангельска и области. Разве что пока у нас всё происходит без насилия. Пока дело касается инвалидов...
Истина, что не всё потеряно! Надежда для инвалидов таится в Конституционном Суде России
Эй, официальная общественность, ваш выход!
Верховный Суд рассмотрел законность и обоснованность Приказа Минтранса. Перед судом был поставлен вопрос: ущемлены/не ущемлены права инвалидов КАК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ? Суд ответил: не ущемлены.
Но согласитесь, что перед Верховным Судом заявитель не ставил задачу оценить, соответствуют или не соответствуют ограничения Минтранса Конституции РФ (поскольку это компетенция Конституционного Суда). Ибо если вчитаться в Конституцию РФ (а она явно значительней, чем Приказ Минтранса), то там можно найти статью под номером 7 и под пунктом 1: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
А далее открываем книгу КОЗЛОВОЙ и КУТАФИНА, рекомендованную Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» под названием «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ» и читаем:
«Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование...
<...>
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства».
P.S. Кстати, едва ли инвалид добавит дискомфорта больше, чем громкое, хаотичное дитя с часто неадекватными родителями. Но запрещая инвалидам проходить на борт лайнера, те же авиакомпании стимулируют перевозку детей до 2 лет (бесплатно, а до 12‑ти лет за 50 % стоимости билета). Где логика?
«Правда Северо-Запада» от 21 ноября 2012 г.