Снегопад, понимаешь, аномальный обрушился, и наступил полный абзац. Вот шухера-то было: и министр МЧС Пучков со свитой облетал дорогу, как поле боя, и премьер-министр Медведев целое совещание собрал, и Генпрокуратура проверку начала.
Пока идёт поиск виноватых или, как шутят в армии, «сейчас разберусь как следует и накажу кого попало», предлагаем посмотреть на нашу транспортную артерию М‑8. Точнее, её маленький всего лишь 35‑километровый отрезок, соединяющий Архангельск с Северодвинском. Есть основания считать, что наши дорожники не то что с аномальным — обычным снегопадом справиться не могут.
Туда и обратно
Вечером 6 декабря (20:00) наш корреспондент отправился в Северодвинск, а утром следующего дня (10:00) вернулся в Архангельск. Впечатления: знаки не читаемы — залеплены снегом, на асфальте снежные перемёты, дорожная техника отсутствует. Скажем сразу: ссылки на всякие нормативы типа «дорога должна быть убрана в течение 3,4,5 и больше часов после окончания снегопада» не принимаются. На том простом основании, что те же снежные перемёты пролегли не только по осевой, но и между колёс машин. На наш взгляд, так происходит, когда транспорт сам своими колёсами уносит снег с полосы движения.
Не заметно следов деятельности дорожников и на обочинах — они просто укрыты свежим снегом. Единственное, что свидетельствует о появлении на трассе дорожников, это остатки некогда рассыпанной песко-соляной смеси. Одним словом, безопасность отдыхает — сорваться в занос при обгоне (и не только) проще простого.
Чем полсуток занимался подрядчик? Бог весть. Отметим, последний снегопад прекратил валить ещё раньше. И уборка трассы в отличие от уборки города представляет гораздо меньше трудностей — транспорт по обочинам не припаркован бампер к бамперу, поребриков/бордюров нет. Одним словом, ставь три «щётки» уступом и вперёд. А потом запускай грейдер для очистки обочин.
Хозяин поменялся, бардак остался
Вдвойне обидней от такой квазиуборки оттого, что нынче трасса «Северодвинск — Архангельск» является федеральной собственностью. Она находится под опекой ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск» (Упрдор «Холмогоры»). Вот как прокомментировал это событие прежний владелец «АрхангельскАвтодор» на своём сайте, цитируем:
«...Федеральный источник финансирования гораздо выше нашего регионального. Тем самым будет обеспечен достойный ремонт и содержание этой важной трассы...»
Ну и где оно, это содержание? На сайте Упрдор «Холмогоры» написано, что подрядчиком является ООО «Автодороги». Интересно, сколько раз с начала зимнего периода проверялась работа фирмы? А давайте познакомимся с ней поближе, благо у неё, как у приличной идущей в ногу со временем организации есть собственный сайт.
Респектабельны — аж жуть!
Вот как позиционируют себя «Автодороги», цитируем: «Крупная подрядная дорожная организация, выполняющая полный комплекс дорожно-строительных работ. Созданное в 2003 году предприятие постоянно развивается, наращивает производственные мощности и увеличивает объёмы выполняемых работ.
В настоящее время ООО «Автодороги» осуществляет работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в Вельском, Шенкурском, Виноградовском, Холмогорском, Приморском районах Архангельской области, а также осуществляет благоустройство...»
Не утомились читать? Тогда добавим, что у «Автодорог» на 1 марта 2011 года в штате 540 человек, есть шесть филиалов, и перейдём к вопросам. Всё равно больше ничего интересного на сайте нет, последнее обновление датируется октябрём 2011 года.
Не хвались, на рать идучи
Нам другое интересно: как так вышло, что вся эта мощь разбилась о шутейные осадки, на которые нам и обращать большое внимание как-то не пристало ввиду их невеликого количества и обыденности для начала декабря этого погодного явления? Может, причина в том, что «Автодороги», пройдя организационный период, ещё только делают первые шаги на профессиональном поприще?
Нет, ибо, как сообщает сайт фирмы, цитируем: «...руководящий состав и специалисты в большинстве имеют высшее специальное образование и большой опыт работы в дорожной отрасли, рабочие кадры укомплектованы высококвалифицированными специалистами, что позволяет решать все поставленные задачи.
Предприятие оснащено полным набором современной дорожно-строительной техники и оборудования. Качество работ, освоение новой техники и внедрение передовых технологий — вот основные принципы работы ООО «Автодороги».
По нашим наблюдениям, костяк команды «Автодорог» — это в недавнем прошлом группа сотрудников федерального госучреждения ДЭП‑211, организовавших свой бизнес. И директор «Автодорог» Василий Павлинович Осокин, матёрый дорожник, в своё время был там одним из руководителей.
Тогда почему забиты снегом подкрылки машин, проехавших по трассе «Архангельск — Северодвинск»? Примечательно, что как только «дорожный этюд» был размещён на сайте «Эхо Севера», на следующий день асфальт на дороге был чистым. Неужели без пинка — как без пряника?
Хорошо начали, продолжают плохо
А как хорошо начиналось... Многие водители отмечали летом-осенью, что наконец-то появились знаки, чётко обозначающие зоны, где запрещён/разрешён обгон, обозначены примыкания боковых дорог, на обочинах скосили траву, а кое-где и кустарник. Более того, до дождей и первого снега успели отремонтировать мост через реку Виткурья и часть полотна между Цигломенью и Лайским доком, где колейность была такой, что легковушки нет-нет, да задевали её брюхом.
А от перспектив захватывало дух — по искам прокуратуры суды определили чёткие сроки освещения трассы в местах её прохождения через населённые пункты, на более чем десятке километров будет по две полосы в каждую сторону, а развязка перед ж/д мостом на въезде в Архангельск станет двухуровневой...
А по Сеньке ли шапка, если выпавший снежок, скромный для нашего климата, обернулся таким конфузом? Или проблема в другом — масштабные проекты мы осилить можем, а вот текущая работа хромает? Неужели чтобы наши 35 километров привести в порядок, тоже нужно вызывать Пучкова (глава МЧС — прим. ред.) и Медведева? Или нас тоже «накормят» баснями про зимнюю резину для большегрузов, водителей-лихачей и прочую ерунду?
Как нам представляется, проблема в том, что те, кто убирает дорогу, и те, кто контролирует уборку, — это одни и те же лица. Десятилетиями сидят они на своих постах, меняются только формы собственности и подчинённость возглавляемых ими контор. На ум приходит фраза Косого, героя фильма «Джентльмены удачи»: «Кто же его посадит? Он же памятник!»
Но, тем не менее, последний вопрос к областному ГИБДД: сколько выписано за истекшие две недели предписаний и протоколов за некачественное зимнее содержание участка М‑8 — дороги «Северодвинск — Архангельск»?
«Правда Северо-Запада» от 12 декабря 2012 г.