Логика плановой советской экономики всегда диктовала приоритет в развитии промышленности как основу для скорейшего построения социализма и коммунизма. Поэтому во всех 5-летних планах на первом месте значились промышленные объекты, а лишь затем – жилье, коммунальная инфраструктура.
Кроме того, в эпоху всеобщего огосударствления экономики был порожден во многом уродливый симбиоз промышленности, коммунального хозяйства и социальной сферы. Эффективность этой системы уже в советское время вызывала вопросы, но на первом месте тогда была даже не экономическая целесообразность, а тотальный контроль. Человек работал на заводе, жил в квартире, полученной от завода, и ходил на проходную по дороге, которую проложил завод. В любом случае завод был на первом месте, человек – на втором.
Поэтому предложения направить стоки городской канализации на очистные сооружения, включенные в производственный цикл государственного предприятия, каким был СЦБК, в конце 1960-х выглядели рационально и решали, прежде всего, задачу обеспечения роста промышленного производства. Экологические темы были вторичными.
К 1980-м годам мощностей на очистных СЦБК стало не хватать для работы предприятия. Кроме того, расширялся и сам город. В 1960-е при проектировании системы как-то не подумали, что хозфекальные стоки придется перекачивать в поселок Первых пятилеток с Варавино и Экономии, и пришлось строить для этого более 90 канализационно-насосных станций. В строгом соответствии с логикой плановой экономики было принято решение - расширить уже существующий цех БОПС комбината (тогда – государственного). Это было вдвое дешевле, чем строить новые очистные сооружения.
Реконструкция и расширение очистных начались в 1991 году. И почти сразу же процесс встал: деньги у расприватизированного государства кончились. В первой половине 2000-х были предприняты попытки реанимировать еще советский проект расширения очистных сооружений СЦБК. Финансирование осуществлялось за счет экологического фонда областного бюджета и средств муниципалитета.
При этом заказчиком работ выступал СЦБК. В итоге на расширение существующих очистных сооружений и установку на них нового оборудования к 2008 году из городского бюджета было направлено 32,4 млн. рублей. При этом очистные по-прежнему являлись неотъемлемой частью производственного комплекса СЦБК.
Только в апреле 2008 года было подписано соглашение, подтверждающее право собственности муниципалитета на незавершенные объекты, а оборудование, смонтированное в цехе БОПС, было передано комбинату в безвозмездное пользование.
Немаловажным обстоятельством для понимания сути вопроса является то, что в начале 1990-х годов очистные перешли в частные руки вместе с комбинатом. А водоснабжением и водоотведением, в том числе и перекачкой стоков, продолжал заниматься муниципалитет. У комбината появился неплохой источник дохода, ведь город за направляемую на очистные сооружения канализацию должен был платить по тарифу, включающему и прибыль СЦБК.
При этом комбинат использовал поступающее сырье в технологическом цикле очистки собственных стоков, предположительно тем самым получая прибыль дважды. Последнее, подчеркнём, всего лишь версия. И хотя скандалы вокруг приватизации СЦБК тянулись долго, споры МУП «Водоканал» с администрацией компании оказались гораздо длиннее.
Вопрос о судьбе очистных сооружений стал особенно актуальным в связи с остановкой комбината и туманными перспективами возобновления производства. Прозвучали заявления представителей СЦБК об отсутствии средств для нормальной эксплуатации цеха БОПС.
Как отметил директор МУП «Водоканал» Сергей Рыжков, в месяц предприятие вынуждено платить СЦБК от 12 до 14 млн. рублей, а по году – до 150 млн. рублей. Сейчас задолженность муниципального предприятия за очистку стоков оценивается в 77 млн. рублей, однако подтверждено из этой суммы только 25 млн. рублей, и 5 млн. уже перечислены на счета СЦБК. При этом есть сомнения в добросовестности подсчетов объемов принятых стоков: не исключено, что они завышены за счет включения стоков собственно комбината.
Мэрия Архангельска направила в Правительство области предложения по финансированию работы очистных за счет погашения долгов перед «Водоканалом» за техническое присоединение к сетям ветеранских домов на пр. Ленинградский – 18 млн. рублей и задолженности муниципальных предприятий Приморского района (поселок Талаги), которые получают «дельту» по воде из областного бюджета – 10,1 млн. рублей. Таким образом, Правительство области располагает всеми возможностями, чтобы уже сейчас решить вопрос о финансировании работы очистных сооружений.
Несмотря на большую задолженность СЦБК за электричество, очистные сооружения от электроэнергии отключены не будут, так как входят в список стратегически важных объектов жизнеобеспечения. Однако их остановка может привести к чрезвычайной ситуации не только из-за экологических, но и санитарно-эпидемиологических последствий.
В силу особенностей расположения Центральных водоочистных сооружений в Архангельске и приливно-отливных течений на Северной Двине попадание в реку неочищенных стоков может привести к запрету на работу водозабора. Ответственность за надлежащую эксплуатацию очистных сооружений, в любом случае, лежит на их собственнике – СЦБК.
При этом если ущерб превышает 5 млн. рублей, чрезвычайная ситуация имеет региональный характер, 500 млн. рублей и более – федеральный. И по предварительным оценкам ЧС, если она возникнет, то будет областной, и ее предотвращение – задача Правительства области.
Можно понять логику менеджмента СЦБК: пока производство работало, очистные были прибыльным делом - в «общем котле» промышленных и хозфекальных стоков «варились» миллионы. Но небеленая целлюлоза спросом не пользуется, производство так и не удалось запустить, и очистные сразу стали обузой, хотя за последние 10 лет СЦБК получил от города средства, на которые их можно было полностью обновить.
Но даже в нынешнем виде технологически цех БОПС может работать и без возобновления варки целлюлозы. Вопрос в том, что руководство комбината, возможно, не хочет этим заниматься. И по имеющейся информации, комплекс очистных сооружений, оцениваемый на сумму от 800 млн. до 1,2 млрд. рублей, уже заложен под кредит в 400 млн. рублей в одном из коммерческих банков. Что не мешает отдельным СМИ, не разобравшись в сути проблемы, а может, и по чьему-то заказу, пугать горожан неизбежностью экологической «катастрофы».
Но любой специалист подтвердит, что цех БОПС вполне может работать и без СЦБК. Другое дело, что комбинат без очистных и поступающих на них городских стоков функционировать не сможет. И если возобновлять производство менеджмент не планирует, то может, стоит задуматься о безвозмездной передаче всего комплекса очистных сооружений в собственность города? Тем более что в них уже есть немалая муниципальная доля. Не дожидаясь чрезвычайных решений власти, которая на них будет вынуждена пойти.