В этом году федеральные каналы без стеснения на всю страну демонстрировали кадры из Интернета, где запечатлены нарушения при сдаче экзамена. Первый канал за день до сдачи ЕГЭ по физике, а также за день до сдачи математики объявил, что в сети появились ответы: мол, идите списывайте. Было бы неудивительно, если бы премьер-министр обратился с заявлением к выпускникам, где изложил свои умозаключения и рекомендации — как списать на ЕГЭ. Такое ощущение, что государство с помощью информационных каналов специально подталкивало выпускников искать ответы и задания, следовательно, способствовало нечестной сдаче экзамена.
Ответы выкладывались в Интернете за день до ЕГЭ, или, как его ласково называет товарищ Зюганов, «Бабы-Яги — угадайки». Вот вам, пожалуйста, — наглядный пример модернизации образования. Многие ответы и выложенные задания, как говорят выпускники, были правильные. Именно такие КИМы (задания) им выдавались в запечатанных конвертах.
Отметим, что ученик, посмотрев в Интернете ответы, по сути не делает ничего противозаконного, и комиссия ЕГЭ не может аннулировать его работу, если даже к ним поступит информация, что данный выпускник заранее знал материал. То есть зайти на определённый сайт и заблаговременно прорешать задачи мог любой желающий. Как правило, ЕГЭ содержит не более 10 вариантов на каждый округ. Причём всё это — совершенно бесплатно. С каких это пор в России появилось так много альтруистов, которые, рискуя «облико морале», готовы помогать другим?
Логично предположить, что ежели участник экзамена ответы получает не за деньги, значит, за него уже кто-то заплатил? Кто?
___________________________________________________________
Пример из ЕГЭ по обществознанию.
Задание из части А:
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Врождённые качества человека оказывают влияние на формирование личности.
Б. Человек может стать личностью вне общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Комментарий. Насчёт пункта А — споров нет. Но по пункту Б сиди и размышляй — может ли человек стать личностью вне общества или же всё-таки не может... Скорее всего, подразумевается ответ, что человек не может стать вне общества личностью. А вот он возьмёт и станет... Почему бы нет? И докажите, пожалуйста, что в истории человечества не было примера, когда человек становился личностью независимо от общества.
___________________________________________________________
Вспомним события апреля, тогда началась активная кампания против министра образования Дмитрия Ливанова (Фурсенко уже любят, а сам он теперь гастролирует — недавно был и в Архангельске с шоу-программой, включающей посещение САФУ). Медведев, выступая перед депутатами Госдумы, встал на защиту проектов минобрнауки.
Премьер-министр не нашёл оснований для снятия Ливанова с поста министра. Зафиксированный, повсеместный и имеющий доказательную базу беспорядок в организации и проведении экзамена — чем не повод?
Жаль только, что от этого повода пострадают ребята, которые добросовестно готовились и таким же образом сдавали экзамен. Ведь у них теперь точно такие же шансы на поступление в ВУЗ, как и у последнего бездельника, который правильно списал ответы. Слава России! Вот где, оказывается, наша демократия. Прогнозируемая отставка министра Ливанова — июль-август текущего года. Также высказывались предположения, что утечка заданий — это вина хакеров, взломавших какую-то электронную почту, на которую, в свою очередь, отправлялись варианты экзамена в труднодоступную местность.
Была версия, что в Интернет сливают задания добрые учителя — организаторы экзамена, недовольные системой ЕГЭ, что более или менее похоже на правду. Третья версия — школьники фотографируют задания и выкладывают их в Интернет. Но стоило взглянуть на оформление КИМов (текстовых заданий), чтобы понять: последняя версия — выдумка министерства образования.
КИМы, выложенные в Интернет, имеют оригинальный вид: такой документ если не подлинник, то очень хорошо отсканирован. Едва ли выпускники могли незаметно пронести сканер на ЕГЭ... К тому же задания классифицированы по округам: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Центр, где материал экзамена различен.
Почему же чиновники по большому счёту не предпринимали никаких мер? Почему они, зная о правильных ответах, выложенных в Интернете, не отменили или не перенесли экзамен? Если власть нам говорит, что образование — социальный лифт, тогда кто будет через -дцать лет управлять нашим государством?
Тот, кто списал в 2013 и благодаря этому выучился в престижном ВУЗе...
ЕГЭ‑2013 как нельзя лучше отражает хаос, царящий в системе образования. Экзамен в этом году прошёл в пустую, он ещё раз показал, что в стране бардак, причём не так чтобы пыль не вытерта, а уже мухи стараются облетать стороной. В следующем году обещано при поступлении в ВУЗ учитывать не только результат ЕГЭ, но и оценки аттестата. Сразу же заверим: в итоге этого планируемого нововведения получится полная каша (и манная, и пшённая, и других сортов тоже), ибо как же из всех желающих поступить на бюджетное место вычленить самого достойного абитуриента?
У одного будут хорошие оценки в аттестате, но плохой балл ЕГЭ, у другого ЕГЭ — отлично, но оценки не комильфо. Придется вызывать дух Горация, чтобы он вывел золотую середину. По-другому никак.
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада»