Напомним, что ранее «ЭС» сообщало следующее: 24 июля был отменен рейс Архангельск - Котлас авиакомпании «Нордавиа» после уведомления о том, что в аэропорту Котласа отключили электричество (сам борт АН-24, находящийся в собственности «Нордавиа» передан в аренду АК «Псковавиа», но обслуживает регулярные рейсы «Нордавиа» на Котлас и Лешуконское - прим.ред.).
По словам представителя Росавиации в Архангельской области, отключение электроэнергии в аэропорту Котласа вызвано тем, что акционерное общество «Авиасервис» задолжало энергетикам сумму в несколько миллионов рублей.
Однако, ряд экспертов теперь ставят под сомнение полную достоверность версии про отключение из-за долгов электричества в аэропорту города Котлас (находится на трассе между Котласом и Коряжмой примерно в середине пути - прим.ред.).
Эксперты недоумевают в том числе и по поводу суммы долга - её соразмерности вероятным последствиям и разумности такого способа взыскания. Ибо нет рейса - нет сбора, а значит, нет и оплаты долга. Практика энергосбытовых компаний, как правило, другая, хотя бы поэтому верить в официальную версию трудно. Сомнения, говорят эксперты, усиливаются, если знать величину долга аэропорта, которую имеет перед энергосбытовой компанией частный собственник «Аэросервис» - немногим более, чем три миллиона рублей. По масштабам долгов прочих субъектов не так и много.
Аварийно-пожарная версия выглядит убедительно, но официального её подтверждения нет, скорее всего, именно в силу особенностей вопроса с собственником, да и статусом самого аэропорта. Если даже Росавиация признаёт коммуникационную неадекватность некоего частного владельца, который предпочитает в качестве партнера только областной минтранс, то можно себе представить, какой беспредел и хаос там в хозяйстве. Есть ощущение, что в случае с аварией в энергосистеме аэропорта всё происходило само собой, с экспромтами и без попыток что-то проконтролировать. Короче, будто на сарае с рухлядью замок заклинило...
Скорее всего, даже в структуры МЧС никакой официальной информации об инциденте не поступало, и ни одно ведомство никто даже не счел нужным уведомить или оповестить. И действия собственника можно было бы считать разумными, если бы это действительно был сарай с ветошью. Но это аэропорт, и непонятна вальяжность действий тамошнего ГосПожНадзора - труктуры МЧС, которая, как показывает практика предпочитает трясти предпринимателей из сферы досуга, общепита, девелопмента, докапываясь до мелочей, лишая возможности зарабатывать и тем самым вынуждая проявлять большее уважение к инспекторам в погонах.
Понятно, что с аэропортом, как с ночным клубом госпожинспектор поступить может, но только работы сам себе добавит - сразу общественный резонанс, проверки, объяснения. Пожинспекция, она в этом смысле, как швейцарский банк, где деньги лежат. А деньги, они тишину любят. Любой пожинспектор также предпочитает тишину и потеет при виде микрофонов и света софитов.
Одним словом, ощущение, что МЧС аэропортом Котласа вообще не заморачивалось, полагая, что в случае беды «на эшафот», естественно, поведут владельца, который «пренебрег мерами». Кто-нибудь слышал про госпожинспектора, чалящегося на зоне? В «Хромой лошади», помнится, владельцев в тюрьму посадили, а пузатые МЧС-овские офицеры перед телекамерами с трибунальными лицами светились на фоне развернутых штабов...
В Котласе беды не случилось, поэтому напрягаться, делать государственное лицо не потребовалось; и не опомнились, и не опрокурорились...
Между тем, по мнению экспертов «ЭС», состояние комплекса аэропорта непотребное. Более того, там почти всё: от отвертки электрика до электропроводки и капитальных строений - наследие СССР. Наследие настолько оказалось надежное, что даже изношенное пахало, «как Папа Карло». Пахало и ветшало, деньги приносило - «жрать не просило» и тихо ветшало. И вот, кажется, доветшало.
Люди знающие говорят, что вероятность возгорания и задымления бессмертного наследия эпохи Брежнева достаточно велика хотя бы оттого, что оно не было расчитано на современное энергопотребление. Но собственнику-то зачем это знать? Он же собственник - его прибыль интересует, а не проблемы. А то, что за символическую сумму приобретенное имущество приносит сумасшедшие доходы - это, согласно сформировавшегося в общественном мнении тренда, говорит об успехе бизнеса, а не о том, что народная бывшая собственность хапнута барыгами...
В случае с аэропортом Котласа бизнесмены, изловчившиеся по бросовой цене в 90-ые купить целый аэропорт, это были «звёзды бизнеса» - круче, чем Абрамович, Потанин и Крупчак вместе взятые. Ибо купили, казалось бы, невозможное - весь комплекс целиком: с радарами, стоящими в тот момент на стоянках самолетами, картами.
По беспрецедентности, продажа аэропорта Котлас - это даже не история, это апофеоз охлократии, царившей при приватизации госсобствнности. Во где тренд области - во всей огромной России зафиксировано только ДВА случая, когда вместе с комплексом аэрорпорта была продана и ВПП (взлетно-посадочная полоса). Одна частная полоса в нашем Котласе, а другая (!) была приватизирована в аэропорту Грозного, еще при Дудаеве.
История Архангельской области, кстати, кладезь такого фольклора. Про зоны Сибири с их войнами эпохи 90-ых - детский лепет. Просто там всё было громко, а северная тайга, она же тихая. Тут дух болот царствует, он покой любит, тину, заводи...
Так что если правоохранительные, надзорные органы, а также областные власти поимеют волю покопаться в деле аэропорта Котласа, то им откроется очень многое из того, что впоследствии может стать очень даже увлекательным романом. Помните, когда самолет «АЛРОСы», летевший из Якутии в Москву, совершил на заброшенную ВПП в комякской тайге чудесную посадку? Так про ту ВПП аж фильм создали. А тут целый аэропорт нераскрытых тайн, запутанных схем и фееричных фактур.
К примеру, тот же блэк-аут, что помешал вылететь самолету рейса «Нордавиа» из Архангельска. А прикиньте, что он бы вылетел. И керосину в нём было бы только до Котласа? И блэк-аут случился бы через минут 35 после вылета. Рейс вечерний, уже темновато сажать лайнер вслепую, примерно в то место, где порседи сумрачной тайги должен быть темный аэропорт. Это триллер - посадка в ночь на тайгу. В фильме даже волчья стая могла бы присутствовать. Прикиньте зрелищность охоты волков на выживших пассажиров.
А вот еще для фильма эпизод, который придал бы драматичности моменту: в самолете, среди выживших и теперь бегущих от стаи волков пассажиров запросто мог быть губернатор Орлов и его Министр транспорта Деарт. Ведь за несколько дней до блэк-аута Орлов приземлялся в этом аэропорту, у него был официальный визит по Южным районам.
И хэппи-энд у фильма в таком случае не надо было бы натягивать: чудом спасшийся Орлов выбрался из лесу, на шоссе весь мокрый от слёз стоит его «Лексус», водитель которого от горя топиться пошел, но бетонная плита отвязалась. Он узелок затягивает, слёзы льются, пальцы в мазолях. И тут он - Орлов. Они обнимаются, целуются от счастья, молятся. Но не ночевать же посреди дороги - садятся в «Лексус»...
А дверь-то не закрывается. Губернатор её еще раз на себя тянет, а она всё равно не закрывается. Он глядь, а там голова Деарта, министра транспорта: глаза жалобно смотрят, губы синие, из носа подтекает, по щекам слёзы:
- Возьмите меня с собой - жалобно произносит голова - я же ваш министр транспорта.
Дальше в кино можно показать крупный план Орлова с глазами, полными праведного гнева. И блиц-диалог, буквально краткий обмен фразами:
- А самолет - это транспорт? - спрашивает Орлов голову, многозначительно обматывая кулак в галстук.
- Транспорт - отвечает голова (глазами испугано глядя, как Орлов умело наматывает галстук на руку на манер боксерского эластичного бинта).
- Бывший - бросает Орлов голове.
- Что значит бывший? - спрашивает голова заметно дрожжащими губами и глазами, всё еще смотрящими на кулак в галстуке.
- Галстук бывший...
После этого в замедленной съемке кулак в галстуке приходит в движение и фиксируется на лбу Деарта. Стоп-кадр, на фоне которого титры:
«Деарт остался министром транспорта до скорого ухода губернатора. Со следующим губернатором Деарт не сработался - тот не носил галстук. В Аэропорту Котласа сделали музей советской инженерной мысли и воздвигли монумент в честь спасения в форме Лексуса. Элекрооборудование аэропорта получило звание бренд области, и музей ежедневно посещали делегации со всего мира. Заработанные на экскурсиях деньги шли в фонд постройки нового аэропорта, но однажды пропали. Расследование не установило виновных».
Важно, что часть событий, которые могли бы быть положены в историю этой драмы, были реальными...
Действительно, незадолго до этого в Котлас прилетел губернатор, который из аэропорта сразу же проследовал по району. Вероятно, он даже не знал о проблемах, существующих в котласском аэропорту, раз не заострил свое внимание на этом вопросе.
С другой стороны, удивляет, почему губернатора не проинформировал руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт. Ведь по долгу службы он не мог не знать, в каком состоянии находится старый аэропорт в Котласе.
И, если бы информация об отключении электроэнергии поступила в момент, когда самолет уже находился в полете, могла произойти чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни губернатора.
Но господин Деарт всё это время, пока не просочилась информация, странным образом хранил молчание. Неужто вредительством занимался?
Подробнее об очередном «крупном успехе» Правительства Архангельской области и отмене рейса Архангекльск - Котлас авиакомпании «Нордавиа» после уведомления о том, что в аэропорту Котласа отключили электричество, читайте здесь.
Эксперты в области авиации встревожены оригинальностью решения проблемы энергоснабжения аэропорта Котласа, где запустили старый дизельгенератор. Подробнее об этом читайте здесь.