В других районах, люди, оказавшись в безвыходной ситуации, вынуждены на свой страх и риск выходить на лёд. Другого варианта переправиться на противоположный берег у них нет. С открытием зимней навигации выход на реки разрешён только судам, имеющим ледовый класс, но таковых в районах нет. Положение отчасти спасли бы суда на воздушной подушке, но их тоже нет.
Между тем аномально тёплая погода час за часом «съедает» тот лёд, что ещё стоит на реках. И одновременно, в преддверии Нового года, неизбежно увеличивается количество людей, вынужденных брести по воде. Как вариант – рискнут переправляться на лодках и катерах, вручную прокладывая себе дорогу среди промоин. Чем это может обернуться, думается никому объяснять не надо.
Наглядный пример – ситуация в Онежском и Верхнетоемском районах. В последнем почти 12 тысяч жителей (включая районный центр), из-за отсутствия переправы оказались отрезаны от Большой земли. Продукты и прочие предметы первой необходимости завозятся на снегоходах. При этом местные власти признают, что не знают как помочь людям. Подробнее об этом читайте здесь и здесь.
Ситуацию усугубляет тот факт, что с окончанием учёбы домой начинают возвращаться школьники и студенты. Да, МЧС всеми возможными способами информирует население об опасности выхода на лёд, прямо говоря, что это запрещено и призывает до 2 января (по прогнозу, озвученному врио начальника ФГБУ "Северное УГМС" Сергеем Пукановым, похолодание ожидается после 1 января) не ездить домой.
Но, даже не принимая в расчёт потенциальных «экстремалов», к тому же принявших на грудь для храбрости и хорошего настроения, очевидно, что исключить выход людей на лёд невозможно.
В региональном МЧС признают, что ситуация с переправами крайне сложная. На особом контроле положение в Холмогорском, Виноградовском, Верхнетоемском и Красноборском районах. И несмотря на проводимую мобилизацию сил и средств, спасатели просто физически не в состоянии взять на себя функции речных перевозчиков - тех же судов на воздушной подушке в распоряжении МЧС всего 3 единицы.
Да, созданы оперативные группы, находящиеся в готовности №1 для выезда в районы, да, есть договорённость со Вторым авиаотрядом об отправке при необходимости в районы вертолётов, да, главам муниципалитетов велено создать запасы топлива, продовольствия и медикаментов, переброску которых МЧС берёт на себя, да, в некоторых случаях, спасатели будут перевозить людей… Но вырваться из замкнутого круга все эти меры не позволят.
Думаем не ошибёмся, если скажем, что ни разу в Архангельской области не было такого, чтобы морозы ударили сразу и обустройство ледовых переправ занимало всего пару-тройку дней, которые людям можно было без проблем пересидеть в своих деревнях и поселках. Проблема несанкционированного выхода на лёд существовала всегда.
Риторический вопрос - кто (или что) мешал чиновникам задуматься о её решении? Понятно, что повсеместно построить мосты задача не реальная. Но почему власти не озаботились увеличением количества буксиров ледового класса или приобретением тех же судов на воздушной подушке? Почему на приобретение джипа для губернатора Орлова и прочее обновление автопарка Правительства области деньги в областной казне нашлись, а на этот транспорт нет?
Отметим, несмотря на то, что проблема отсутствия переправ, прямо угрожающая жизни и безопасности людей, проявилась во всей своей масштабности более недели назад – немалая часть области изолирована от цивилизации (!), на момент подготовки материала никакой официальной реакции от регионального Правительства нет.
А впрочем, что тут можно сказать, за исключением дежурных фраз с совещаний и заседаний? Невозможно отделаться от впечатления, что команда Правительства области, как бывшая, так и нынешняя, вкупе с районными чиновниками оказались не готовым решить эту проблему, потому что из года в год руководствовалось принципом «само рассосётся».
Остаётся только молиться, чтобы Новый год Архангельская область встретила без человеческих жертв на реках...