Журналисты «Правды Северо-Запада» разбирались в сомнительной схеме выбора подрядчика.
Напомним, в июле прошлого года официальный сайт Правительства Архангельской области сообщил следующее, цитата:
«В 2013 году Архангельская область получит из федерального бюджета около 580 млн. рублей на модернизацию региональных систем дошкольного образования.
Средства пойдут на строительство и ремонт детских дошкольных учреждений. Напомним, в соответствии с майским Указом Президента РФ «О реализации государственной политики в области образования и науки» к 2015 году российским регионам необходимо полностью решить проблему обеспечения местами в детских садах детей от трех до семи лет. На сегодня в Архангельской области в первоочередном порядке ждут устройства в детские сады около 1500 юных северян.
<…>
Благодаря этому предполагается приступить к возведению двух новых детских садов – в с. Яренск Ленского района и Новодвинске, а также направить дополнительное финансирование на четыре уже строящиеся детских сада, завершение работ на которых запланировано на 2014 год».
Конец цитаты.
***
Однако вопросы к администрации Новодвинска начались не то, чтобы во время строительства, куда ранее – при проведении конкурса по выбору подрядчика.
Во второй половине декабря в Новодвинске был проведен аукцион, определивший фирму, которая займется строительством детсада. С точки зрения бизнеса, этот подряд – «лакомый кусок». Ни много ни мало, начальная стоимость контракта составляет более 250 миллионов рублей.
Примечательно, что конкурсная документация в открытом доступе появилась во второй декаде ноября. Требования к подрядчику были изложены на 40 листах. Но уже через 10 дней в документы внесли изменения и… торжествовало чудо бюрократической мысли: вместо 40 листов стало более 500 (!), причем оформленных в формате PDF.
Требования, выдвинутые в документах, также стали более детализированы. Так, например, свойства бетона описывались по 37 параметрам, хотя большинство заводов, занимающихся его производством, называет не более десяти.
Или другой пример: массовая доля серы в стали была высчитана вплоть до тысячных процента, что, в принципе, по мнению специалистов, заранее просчитать невозможно.
Вместе с этим, срок подачи заявки сократился примерно на три недели. Словом, возникло ощущение, что аукцион проводился не для выбора подрядчика, а под конкретную строительную организацию. Впрочем, не будем углубляться в домыслы, обратимся к фактам.
Аукцион выиграла фирма ООО «СМУ 76», зарегистрированная в Ярославле и на тот момент существующая не более полугода…
При этом пять фирм из нашего региона (их названия мы не приводим по этическим соображениям – прим. ред.), обладающих профессиональной репутацией и большим опытом, оказались не допущены до строительства.
***
Возможно, искушенный читатель воскликнет: «Мол что тут такого, если молодым у нас везде дорога?» Аргументируем.
Первое. Едва ли в мировой практике найдется много примеров, когда фирма-новичок умудрилась безошибочно оформить документы, при том, что «тертые» коллеги допустили оплошности.
Второе. Выигравшая аукцион «СМУ 76» – это типичная ОООшка. Известно, что уставной капитал при такой форме собственности может составлять 10 тысяч рублей. Так что даже у сторонних наблюдателей не возникает доверия к подобной организации при выполнении столь крупного проекта.
В итоге самые паскудные ощущения оправдались. 99%, что у ярославской фирмёшки за душою лишь стул и стол, ибо выигравшее конкурс ярославское СМУ для строительства детского сада наняло по подряду новодвинскую строительную фирму «Арктикстой». Во главе с господином Хромцовым, человеком отнюдь не самой чистой репутации, попавшимся когда-то на налоговой уголовной статье. Конечно же «Арктикстрой», нанята на субподряд уже не за 250 млн рублей, а за гораздо меньшую сумму.
Третье. Согласно действующему законодательству, подрядчик должен подтвердить то, что у него имеется опыт выполнения работ на сумму не менее 20 % от цены предстоящего контракта. Напомним, что «СМУ 76» появилась всего несколько месяцев назад, а начальная стоимость контракта при строительстве детсада в Новодвинске составляет более 250 миллионов рублей.
Таким образом, в данной истории имеется повод, как минимум, для прокурорской проверки.
Четвертое. Эксперты, изучившие контракт, отмечают, что требования к подрядчику предусматривают минимум санкций со стороны заказчика. И это означает, что сроки строительства могут быть растянуты во времени и пространстве сколь угодно долго.
Пятое, и самое главное: привлечение фирмы, зарегистрированной в другом регионе, фактически, дескредитирует Майские Указы Президента России. Поясним.
Во первых, местные компании строительного комплекса остаются либо совсем без работы, либо на подхвате по остаточному принципу оплаты у иногородней фирмы-прокладки.
Во вторых, налоги будут платиться в другом регионе.
В третьих, не факт, что на созданные трудовые места ярославская фирма привлечет рабочих из Архангельской области. И здесь, опять же, встает вопрос налоговых отчислений.
В четвертых, столь лояльные условия для подрядчика, вызывают опасения, что детский сад построят к назначенной дате. А это уже будет означать, нарушение Архангельской областью сроков исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части достижения 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Сомнительная игра: эксперты расценивают намерение губернатора Архангельской области Игоря Орлова
Передачу полномочий по выбору строительных подрядчиков на региональный уровень многие специалисты воспринимают, как угрозу появления сомнительных игроков на строительном рынке.
Об этом нам рассказали на условиях анонимности сразу несколько собеседников из сферы ТОП-менежмента строительной отрасли Архангельской области.
Напомним, что в понедельник о готовящемся законопроекте по передаче полномочий сообщил официальный сайт Правительства Архангельской области. Цитата:
«– Игорь Орлов поручил профильному министерству подготовить законопроект о передаче полномочий, связанных с выбором подрядчика, проведением конкурсных процедур и оплатой работ по переселению из аварийного жилья, на региональный уровень. После этого документ будет вынесен на рассмотрение депутатов областного Собрания».
Конец цитаты.
Так, по мнению экспертов, это решение может быть следствием давления лоббистких групп, имеющих желание завести в регион новых аффелированных подрядчиков сомнительного происхождения.
Заметим, что подобная практика сложилась еще при губернаторе Михальчуке, когда на строительном рынке Архангельской области особенно прославились две фирмы – «Импера-Нова» и «Асфарма».
Так, например, первая в 2011 году выиграла подряд на строительство нового здания косторезного училища в селе Ломоносово. Однако в последствии сроки на объекте переносились несколько раз.
Вторая фирма – «Асфарма» проявила себя на строительстве второго ветеранского дома, после чего с ней был расторгнут контракт.
По мнению специалистов, аналогичный сценарий развития событий может произойти при строительстве детского сада в Новодвинске. На данный момент там выиграла аукцион ОООшка «СМУ 76» – фирма с ярославской пропиской и датой регистрации, на время проведения конкурса, не более полугода.
Причём тут Ярославль?
Примечательно, что тема строительной отрасли Ярославской области прослеживается в биографии заместителя губернатора Архангельской области по экономике и финансам Гришкова, которая имеет немало пятен.
Таким образом, эксперты отмечают две парадоксальные тенденции, которые странным образом не замечает губернатор Орлов.
К тому же, удивительно, почему губернатор так уверен, что Правительство Архангельской области сможет самостоятельно справиться с решением задач по расселению ветхого и аварийного жилья, если это пока не получается сразу у нескольких муниципалитетов.
По мнению специалистов, не дальновидно замыкать круг на одной региональной власти. Ведь, если раньше был шанс, что из двух десятков муниципалитетов, к примеру, хотя бы пять справятся с поставленной задачей, то теперь круг сомкнулся до минимума – один из одного. Как говорят в народе, пан или пропал.
Вероятно, губернатор Орлов недопонимает (или, по другой версии, специально поддаётся на провокацию со стороны окружения, не лишенного ушлости при отстаивании лоббистких устремлений), что после такого решения, на его Правительство ложится персональная ответственность за исполнение Майских Указов Президента России.
То есть, если раньше при неудачном развитии сценария ответственность можно было распылить на муниципалитеты (чем, по мнению наблюдателей, последние несколько месяцев и занимался Правительственный PR-блок), то после принятия данного закона, региональной власти придется отвечать самостоятельно.
На фото: вот такой толщины документацию заказчики предложили заполнить исполнителям за несколько недель
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано от 12.02.2014