Заметим, что жилищное кредитование занимает не последнее место в приоритетах государственной политике страны. В майских Указах Президента России поставлены задачи как по строительству нового жилья и выделению земельных участков под него, так и по развитию ипотечного направления. К слову, Правительство Архангельской области регулярно шлет отчеты в Москву, как якобы успешно реализуются майские Указы Президента России.
А вот живой пример. Заметим, что герой нашей публикации отнюдь не юноша с неустойчивой психикой, живущий на случайные заработки. Это взрослый состоявшийся человек со стабильным регулярным доходом выше среднего. Его потребности не превышают его финансовые возможности. Но самое главное: он имеет 24 летнюю положительную кредитную историю, в том числе и во взаимоотношениях с Архангельским отделением Сбербанка России.
Назовем героя нашей публикации условно Александр, поскольку он опасается называть свое реальное имя, так как рискует не получить вторую часть. Однако то, что он рассказал о своих походах за ипотекой, с точки зрения здравой логики повергает в шок.
***
Предлагаем хронику хождений по банку.
29 апреля у Александра состоялась первая консультация с кредитным инспектором.
15 мая он подал первую заявку. Но уже 17 мая пришел немотивированный отказ.
19 мая Александр подает повторную заявка с уточняющими данными. 23 мая – вновь звонок из Архангельского отделения Сбербанка России, и голос в трубке вновь сообщает об отказе в кредите. При этом каких-либо разъяснений, в чем причина отказа, ему не дают.
С 28 мая по 2 июня наш герой вынужден обойти четыре офиса банка, чтобы узнать причину. Таким образом, только спустя 17 дней с момента подачи первой заявки клиент узнал причины отказа.
Первая. В банке ему заявили, что кредитный инспектор, когда подавал заявку в электронном виде, указал неверную дату рождения. В результате компьютерная программа, сопоставив паспортные данные и дату рождения, показала, что такого человека просто нет.
Вторая. В Архангельском отделении Сбербанка России есть условие, что для клиентов, которые имеют так называемую зарплатную карту, куда непосредственно перечисляется заработная плата, – 0,5 процентной ставки снижаются. Однако. несмотря на то что Александр более полугода обладает такой картой, ему заявили, что в компьютерной программе она не отображается как зарплатная.
При этом, если в одном офисе Архангельского отделения Сбербанка России, расположенном на улице Поморской, ему говорят, что карта клиента видна как зарплатная, то в другом офисе, на улице Гайдара, заявляют, что такие данные в программе не видны.
Все это вынудило нашего героя отправиться к управляющему Архангельским отделением Сбербанка России, в офис, расположенный на улице Свободы. Однако попасть к столь уважаемому человеку оказалось не так просто.
Еще раз подчеркнем, что клиент с 24 летней кредитной историей был удостоен общения с секретаршей в коридоре. Изложив требования, наш герой заявил, что настаивает на встрече с управляющим.
Видимо, его аргументы все-таки возымели действие, и через полтора-два часа на мобильном телефоне раздался звонок от одного из специалистов Архангельского отделения Сбербанка России, отвечающих за контроль и качество услуг. Представитель банка заверил, что заявка рассматривается.
Через некоторое время раздался звонок из московского офиса Сбербанка России, и специалист также заявил, что заявка принята к рассмотрению.
6 июня, спустя три недели, после многочасовых походов по офисам Архангельского отделения Сбербанка России и многочисленных телефонных звонков было принято положительное решение. Казалось, что лед тронулся. Но до финала было еще далеко.
***
Выяснились новые обстоятельства. В течение 10 дней нашему герою пришлось снимать обременения по предыдущей ипотеке в Росреестре и подтверждать, что кредит закрыт.
Сама процедура обусловлена действующим законодательством – здесь претензий нет. Однако непонятно, почему кредитный инспектор, консультируя клиента еще в апреле, не могла предупредить об этом заранее. Так было потеряно еще десять дней.
Далее клиент предоставил в Архангельское отделение Сбербанка России договор подряда со строительной организацией, калькуляцию, акт передачи купленных заранее материалов, эскизы. Архангельские банкиры приняли документы и заявили, что с 18 по 27 июня документы будут проверять в Москве. Так прошли еще девять дней.
***
30 июня клиента наконец-то пригласили для оформления кредитного договора. Пригласили – не значит оформили. Когда Александр приехал в офис Архангельского отделения Сбербанка России, ему вдруг заявили, что программа не работает. Полтора часа человек пинал воздух. А потом – как в классике: приходите завтра…
1 июля раздался звонок – клиенту сообщили, что договор одобрен и отправлен в Архангельск.
2 июля позвонил кредитный инспектор из Архангельского отделения Сбербанка России с вопросом: какая внутренняя площадь помещения?
Мозг окончательно вскипает, ибо зачем инспектору такая информация, страшно даже предположить. Объяснение оказалось еще более убийственным. Оказывается, что после одобрения договора в Москве его снова принялись проверять в Архангельске.
В тот же день он повторно отправился подписывать кредитный договор. В присутствии клиента договора распечатывались, прошивались, клеились, как будто это нельзя было сделать заранее. В рабочее время человек сидел и ждал почти час.
Рабочий день подходил к концу. А договор еще надо было отправить в Росреестр, так как там он должен пройти соответствующую проверку. В результате ему пришлось чуть ли не вприпрыжку бежать в многофункциональный центр (МФЦ), чтобы успеть отправить документы в тот же день.
***
При подаче документов нашего героя заверили, что 10 июля он сможет получить их с отметкой Росреестра. Однако 10 июля в МФЦ заявили, что рассмотрения договора в Росреестре приостановлено. И опять-таки без какого-либо объяснения причин.
Неимоверными усилиями Александру удалось выяснить телефон специалиста Росреестра, занимавшегося этим вопросом. Но ее приемные дни – понедельник и вторник. Так человек теряет еще четыре дня.
На приеме в Росреестре нашему герою сообщают, что Архангельское отделение Сбербанка России не заплатило свою часть госпошлины, из-за чего было приостановлено рассмотрение договора. Таким образом, 10 дней – в топку.
Документам вновь дали ход только через несколько дней, когда Александр был вынужден самолично принести платежку в Росреестр.
Таким образом, первую часть ипотечного кредита в Архангельском отделении Сбербанка России клиент получил только 16 июля. Вот вам и «рассмотрение заявок по упрощенному пакету документов».
P.S. Напомним, что первый визит Александра в офис Архангельского отделения Сбербанка России состоялся 29 апреля – прошло почти 80 дней. Оговоримся, что были и вполне объективные факторы задержки, такие как праздники, выходные дни, планы клиента. Однако вряд ли только этим можно объяснить ожидание ипотеки почти 80 дней.
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано 6.08.2014